Александр Моор: мне приятно видеть, как меняется город
Тюмень хорошеет на глазах. И ее уже не называют столицей деревень. Теперь она — лучший город Земли. Преобразования тюменских дворов и улиц у многих из нас ассоциируются с Александром Моором. И своим главным достижением Александр Викторович считает то, что 80 процентов тюменцев довольны своей жизнью.
Что делают власти, чтобы тюменцам жилось комфортно? Какие сложные и чувствительные для людей проблемы еще предстоит решить? Об этом мы поговорили с кандидатом на должность губернатора Тюменской области Александром Моором.
— Александр Викторович, что в вашем понимании означает комфортная для проживания среда? И действительно ли в Тюмени людям живется комфортно?
— Комфорт, по моему мнению, не ограничивается лишь наличием парковки, школы, спортивной площадки, магазина, скамеек или деревьев во дворе. Он состоит из множества составляющих. Это развитая городская инфраструктура, качественное жилье, благоустройство прилегающих территорий, удобные дороги и общественный транспорт… Думаю, для создания действительно комфортной среды в областном центре сделано немало. Не зря же Тюмень несколько раз признавали лучшим городом России по качеству жизни.
— Давайте все показатели комфорта, которые вы перечислили, рассмотрим по порядку. Начнем с благоустройства. Тема животрепещущая для горожан. Особенно сейчас, в летний период, когда многие дворы и дороги живут в состоянии активного ремонта. С каждым годом благоустройство принимает все более масштабный характер — из центра города двигается на периферию. Создается впечатление, что в планах строителей — заглянуть в каждый тюменский двор. Как расставлены приоритеты у городских служб?
— Лето в Тюмени — горячая пора. И в прямом, и в переносном смысле. Учитывая наши климатические условия, за короткий теплый сезон мы должны многое успеть. Каждый год, по большому счету, приоритеты одни и те же — дорожное строительство, ремонт коммунальных сетей, многоквартирных домов, объектов социальной сферы. Что касается программы по благоустройству дворов, она действует в нашем городе седьмой год. В среднем в год приводим в порядок около сорока придомовых территорий. Там появляются детские площадки, турниковые комплексы, лавочки, парковки. Задача стоит такая: отремонтировать каждый двор комплексно, чтобы потом в него ни с какими дополнительными работами и раскопками не возвращаться. Решаем вопросы, связанные с водоотведением, освещением, с обустройством спортивных площадок, детских игровых комплексов, дополнительных парковочных мест.
А два года назад стартовала программа по благоустройству небольших участков земли в жилых зонах, которые хотим превратить в благоустроенные мини-скверы. Там строим тротуары, засеваем газоны, проводим освещение, высаживаем деревья и кустарники. А в одном из скверов Тюмени в этом году появится лекторий.
— Кто решает, какой объект появится во дворе или в сквере?
— Каждый проект мы обсуждаем и согласовываем с жителями. Считаю очень важным, что во все проекты сами жильцы вносят корректировки, и благоустройство осуществляется тоже под их контролем.
Конечно, так было не всегда. Сначала мы делали все сами, как нам казалось лучше. Потом оказалось, что много недовольных — кто-то хотел больше парковок, кто-то дорожки для прогулок. И мы пришли к выводу: делаем же это для людей, так почему же их не вовлекаем в процесс? С тех пор обязательно приходим во двор с чертежами и все обсуждаем. Когда двор преображается с учетом мнения людей, они начинают по-другому относиться к жизни, относиться к власти.
— Каждый тюменский двор теперь станет уникальным? Ведь сколько людей, столько и мнений. Одним захочется парковку, другим парк. Как найти золотую середину, как договориться со всеми и всем угодить?
— Eсли вспоминать все встречи, особых конфликтов и разногласий не было. Потому что мы и сам проект обсуждали с жителями, и в ходе выполнения работ они могли вносить коррективы, и при приемке работ. Были жаркие дебаты по основному вопросу: надо ли делать дополнительные парковочные места или оставлять территорию для прогулки, для отдыха. Но всегда находили решение, которое всех устраивало.
— Знаю, что обсуждения проходят не только во время личных встреч. У тюменцев есть удобная площадка для постоянного диалога с администрацией по наиболее насущным вопросам. Я говорю о портале «Тюмень — наш дом». Какие проблемы поднимаются там?
— Среди наиболее популярных по статистике обращений: содержание домовых территорий, вывоз мусора, эвакуация брошенных автомобилей. Горожане сообщают также о ненадлежащем качестве строительных или дорожных работ, об отсутствии освещения.
Да всего не перечислить, ведь тюменцы — люди неравнодушные и внимательные. Я уверен, что механизм общения посредством портала более эффективен, чем отправка письма или звонок в администрацию — потому что все публично и находится в открытом доступе.
Портал позволяет максимально оперативно и полно информировать горожан обо всех программах, прежде всего ремонтных: какие виды работ, в какие сроки, в каком дворе или доме будут проходить, какой именно проект благоустройства согласован с жителями, кто подрядчик и ответственный. Сегодня это один из самых посещаемых городских интернет-ресурсов, на нем зарегистрированы почти 25 тысяч горожан. Количество решенных проблем — около 11 тысяч.
Администрация города взяла высокую планку — рассмотрение сообщения жителей не позднее восьми дней, хотя по закону о работе с обращениями граждан срок 30 дней. Но в городской администрации посчитали, что это очень много. А восьми дней вполне достаточно для принятия решения. Все ответы тюменцам визируются только руководителем, который лично отвечает за то, что написано. Кстати, некоторые сотрудники администрации тоже воспользовались возможностью послать запросы через сайт и через восемь дней получили ответ и решение вопроса. Я тоже зарегистрирован как пользователь, но жалоб не оставлял.
— Диалог с жителями — это ваша практика по всем вопросам?
— Eсть у меня идея, которая не отпускает уже много лет. Хочу создать эффективную систему вовлечения активных жителей в обсуждение и формирование важнейших управленческих решений. Тогда мы могли бы на постоянной основе внедрять их предложения в программы, которые разрабатываем и финансируем. Ведь есть масса вопросов, связанных с благоустройством города или, к примеру, с присвоением названий улицам, с установкой памятников или развитием территорий: что построить на конкретном месте или как еще его использовать? Пусть тюменцы обсуждают и решают. Мы будем и дальше комплексно развивать современную городскую инфраструктуру с учетом мнения жителей.
— Eще одна из составляющих комфортной городской жизни — это, конечно, общественный транспорт. В последнее время он стал понятным. Это факт. За счет чего удалось этого добиться?
— История такая, немножко, может быть, личная… В 2011 году, когда я только возглавил город, немного недооценил чувствительности этого вопроса для жителей. Доверился сотрудникам, которые на тот момент работали. И вышло так: «Ровно было на бумаге, да забыли про овраги». Мы сделали красивую математическую модель оптимизации маршрутных сетей, времени работы транспорта, количество и вместимость подвижного состава. И начали оптимизировать ее — чтобы, не повышая тарифа, снизить затраты бюджета на компенсацию затрат. Но получилось не совсем удобно для людей. Оказалось, когда сдвигаешь расписание на пять минут, уже неудобно. К примеру, привык выходить в 7:00 к автобусу. А вдруг теперь автобус приходит на пять минут позже, а следующий только в 7:20. И все — опоздал на работу. И когда рассчитывали вместимость подвижного состава, тоже подошли как-то механически. А ведь люди — не конвейер. Они живут своей жизнью. Мы многого тогда не учли. Пришлось потом эту программу в ручном режиме выравнивать, вносить изменения. Это было для меня хорошим уроком.
— Какие важные решения были приняты в сентябре 2011-го?
— Во-первых, мы перешли на долгосрочные контракты с перевозчиками. Чтобы у предпринимателей, которые сейчас работают, было четкое понимание и возможность планирования. При этом мы выставили понятное встречное условие, связанное с обновлением пассажирского автопарка, с условиями по качеству работы, со штрафными санкциями.
За это время нам удалось существенно обновить автобусный парк. Сегодня средний возраст автобуса — чуть старше четырех лет. При этом мы закупили современные низкопольные автобусы, чтобы маломобильные люди могли пользоваться общественным транспортом. Последние партии, что мы купили, уже с кондиционерами, видеокамерами, которые позволяют фиксировать нарушения правил дорожного движения. Чтобы понимать, чья вина, если произошло ДТП. Ведь у нас большинство аварий сопровождается падением пассажиров. И по записям камер можно выяснить: упал человек по вине водителя, из-за его неправильного вождения, либо по вине пассажира, который не держался.
Сейчас нам есть чем гордиться — в Тюмени есть выделенные полосы для автобусов, мобильное электронное приложение, объявление остановок во всех городских автобусах, информационные таблички с расписанием на каждой остановке, четкая система тарифообразования. В ближайшем будущем систему общественного транспорта ждет еще и брендирование. А еще я горжусь, что в опросах по оценкам работы общественного транспорта тюменцы ставят лучшие оценки в России.
Но это не говорит о том, что у нас нет проблем и эта система идеальная, наоборот, это ставит перед нами новые вызовы и задачи по совершенствованию системы и внедрению современных технологий.
— Недавно прочитала, что Тюменская область является единственным регионом страны, выполнившим программу 2013-2017 годов по переселению людей из аварийного фонда в пределах установленного контрольного срока. Как это удалось сделать?
— Уж не знаю, единственный мы регион, или нет — но мы действительно выполнили программу переселения людей из домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года.
По указу президента требовалось снести все жилье, признанное аварийным до 1 января 2012 года, до 1 сентября 2017 года. Программа была очень тяжелая. Случаев могу рассказать десятки. Как восстанавливали отсутствовавшие правоустанавливающие документы. Как искали людей, которые имели доли в квартирах, но в Тюмени не проживали. Мы понимали, пока все квартиры в доме не выкупим, дом не снесем — значит, программу не выполним. И чего только ни делали, где только собственников ни разыскивали. Я даже в командировки людей посылал. Одного собственника долго не могли установить — обратились за помощью в полицию. Проблем было много разных — пока идет процесс, собственник умирает, появляются наследники. А есть конкретный срок, в который ты должен дом снести. Поэтому каждую неделю у меня проходили совещания. В 9 утра по капремонту. А в 10 — по аварийному жилью. И здесь, как мне кажется, мы наработали интересный опыт для других муниципалитетов.
— Вопросы расселения из ветхого и аварийного жилья сейчас на повестке?
— Нам важно как можно скорее закончить расселение жилищного фонда, признанного аварийным до 1 января 2016 года, а это 147 тысяч квадратных метров в 15 муниципальных образованиях, более 9,5 тысячи жителей. Напомню, в этом году в пяти муниципальных образованиях (Ишиме, Заводоуковском городском округе, Викуловском, Голышмановском и Ярковском районах) запланировано полное расселение и в пяти (Тюмени, Тобольске, Ялуторовске, Сладковском и Тюменском районах) — частичное.
— Как вы думаете, тюменский опыт по транспорту, по благоустройству дворов был бы интересен главам других муниципальных образований?
— Думаю — да. Eще, я считаю, будет интересен наш опыт по капитальному ремонту многоквартирных домов. Сегодня в регионе создана эффективная система капремонта. При достаточно низком размере взноса (7,5 рубля с квадратного метра) за счет высокой собираемости (95%) Фонд капремонта хорошо наполняется и стабильно наращивает объемы. Люди платят деньги в Фонд, потому что видят результат — дома ремонтируются. По Тюмени краткосрочный план 2015-2018 годов — 2,3 млрд рублей. А 2018-2020 годов — почти 4,8 млрд. Деньги есть. В региональную программу капремонта включены 7307 многоквартирных домов общей площадью 30,1 миллиона квадратных метров во всех муниципальных образованиях области. За прошедшие три года проведен капремонт 2997 конструктивных элементов в 613 домах.
— В регионе очень активно идет и дорожное строительство. А дороги в Тюмени, на ваш взгляд, достойны подражания?
— Конечно! Вы же наверняка знаете, что тюменские дороги не раз возглавляли рейтинги качества российских дорог.
В настоящее время сеть региональных и местных дорог продолжает совершенствоваться. В 2017 году отремонтировано почти 400 км. На территории региона реализован первый этап приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги»: завершены ремонтные работы на 267 объектах общей протяженностью более 240 км. За четыре года построено и реконструировано 16 крупных дорожных объектов в Тюменской области. Из них шесть мостов, три путепровода, семь транспортных развязок.
Я, наверное, не скажу ничего оригинального. Чтобы дороги были хорошие, надо строить с соблюдением технологий, и важно потом качественно дороги содержать, вовремя выполнять ремонтные работы. Тогда Тюмень станет настоящей королевой российских дорог.
— Жители Тюмени знают вас как приверженца здорового образа жизни. При вас в различных районах Тюмени — и в центре, и на окраинах — стали строить современные спортивные площадки и прокладывать велодорожки. Это тоже, несомненно, показатель комфортной и цивилизованной жизни…
— Чтобы заниматься футболом и хоккеем, нужны специальные условия. А чтобы выйти во двор побегать, подтянуться на турнике или выполнить упражнение на брусьях, нужен только турник, брусья и хорошие дорожки. Идея создания турниковых комплексов появилась, когда мы начинали программу реконструкции дворов. Сначала немного сомневались в установке уличных тренажеров, но жизнь показала, что они востребованы. Сейчас турниковые комплексы и уличные тренажеры во дворах уже никого не удивляют. А еще Тюмень — это один из немногих городов в России, где работают спортивные организаторы, с которыми можно бесплатно заниматься танцами, групповыми видами спорта, скандинавской ходьбой и другими видами спорта. Сегодня в Тюмени 150 инструкторов по спорту, которые работают на 170 площадках. И люди ходят к ним, эти специалисты без дела не сидят. Для меня это сигнал, что мы все делаем правильно.
— Из вашего интервью следует, что Тюмень и в будущем будет хорошеть. Скажете что-нибудь нашим читателям накануне выборов?
— Скажу всем тюменцам большое спасибо за любовь к городу, за понимание его проблем, за стремление сделать его еще лучше. Я за то, чтобы город Тюмень всегда оставалась лучшим городом Земли. И буду стараться это делать. Дорогие читатели, если вы согласны с такой позицией, приходите 9 сентября и проголосуйте за будущее Тюмени, за дальнейшее развитие Тюменской области. Спасибо.
«Все, что делает власть, должно делаться для людей и во имя того, чтобы они могли реализовывать свои способности, развиваться, комфортно жить на своей земле. В связи с этим крайне важным считаю иметь хорошо отлаженную обратную связь с жителями. Власть должна знать, чем живут люди, какие проблемы их волнуют, какие перспективы они перед собой видят, чего ждут от нас».
«Я всю жизнь живу в Тюмени и отношусь к родному городу с трепетом. И мне есть с чем сравнивать. Сегодня это совсем другой город, и приятно видеть, как он меняется, а самое приятное — участвовать в этих изменениях».
Оплата публикации произведена за счет средств избирательного фонда кандидата на должность губернатора Тюменской области Александра Викторовича Моора
***
фото: