В строительстве нет мелочей
Eсть мнение, что современные постройки по качеству уступают зданиям прошлых веков. Потому что и люди раньше работали не за страх, а за совесть, и контроль на строительстве был очень серьезный.
Считается, что сегодня ответственность за качество полностью лежит на застройщике, а ему главное получить прибыль, да побольше. Но заместитель начальника управления Госстройнадзора по Тюменской области Сергей Бурцев привел немало аргументов против этого расхожего мнения.
— Контроль за качеством строительства начинается еще до первой сваи. Застройщик направляет на утверждение проектно-техническую документацию. Затем на каждый объект разрабатывается программа проведения проверок. Проверки со стороны Госстройнадзора — на всех стадиях строительства, от нулевого цикла до сдачи объекта в эксплуатацию. Кроме того, сам застройщик заинтересован в качестве работы. Ведь он дает гарантию на несколько лет, в течение которых обязуется за свой счет устранять все выявленные собственниками квартир и офисов недостатки.
— Сергей Сергеевич, а как обстоят дела с долгостроями? Вот, допустим, застройщик оставил незавершенный объект, а через десять лет решил его достроить. Но ведь за это время может произойти разрушение несущих конструкций.
— Eсли у застройщика возникли финансовые трудности, и он приостановил работы более чем на шесть месяцев, то объект должен быть законсервирован. Задача консервации — сохранить прочность и устойчивость строительных конструкций, а также обеспечить безопасность незавершенного объекта для окружающих. Здание отключают от электроснабжения и других инженерных сетей. Особое внимание уделяют защите выполненных конструкций и грунтов основания от промерзания. Консервация — серьезная процедура, на которую разрабатывается отдельный проект.
— Наверное, это дорого?
— Все зависит от этапа строительства. Консервация на начальном этапе обойдется дешевле, чем на стадии завершения. Но если ее не выполнить, то все, что построено, придет в негодность, а, значит, уже вложенные деньги попросту пропадут.*
— Но ведь и законсервированное здание подвергается воздействию окружающей среды, а, значит, хоть и в меньшей степени, но подвержено процессу разрушения. И где гарантия, что когда строительство возобновится, несущие конструкции объекта будут так же надежны, как до «заморозки»?
— Расконсервации уделяется не менее серьезное внимание, чем консервации. Проводятся обследование и экспертиза технического состояния объекта, на основании чего специалисты выносят решение о возможности или невозможности завершения строительства. Определяется необходимый объем восстановительных работ. На возобновление строительства требуется разрешение, как и на начало строительства. Все это как раз для того, чтобы исключить вероятность повреждений и деформации объекта, гарантировать его качество.
— Хорошо, если застройщик ответственный. А если просто оставит стройку, когда у него кончатся деньги? Может такое случиться?
— Для этого мы и разрабатываем программу проведения проверок. Брошенный объект, если вдруг такое случится, не останется без внимания контролирующих органов. Каждый застройщик обременен определенными обязанностями, за невыполнение которых ему грозит наказание — от штрафа до лишения права осуществлять строительную деятельность. Существует и судебная практика, когда застройщику на основании решения суда вменена обязанность обеспечить безопасность объекта на время приостановления работ.
— Что можно сказать о застройщиках, работающих в Тюменской области. Насколько они надежные?
— У нас немало компаний, работающих на строительном рынке региона десятилетиями. Сейчас на тюменский рынок активно выходят и застройщики из других регионов. Требования к качеству строительства для всех одинаково жесткие. И надежность компаний мы оцениваем именно по соблюдению ими всех требований, предъявляемых законодательством. О степени надежности можно также судить и по тому, что нареканий в адрес строителей от покупателей недвижимости с каждым годом становится меньше.
— Ну, а как обстоят дела с теми объектами, что строились в 90-е? Тогда-то ведь на строительном рынке развелось немало компаний-однодневок.
— Мы контролируем только строящиеся объекты. Те, что уже сданы в эксплуатацию, не в нашей юрисдикции.
— А что можно сказать о качестве стройматериалов? До наших дней сохранились здания, которые строили из натурального камня, а вместо цемента использовали смесь на курином яйце. Интересно, современные сооружения выдержат проверку временем?
— Не сомневайтесь. Технологии не стоят на месте. И если сегодня процесс строительства занимает меньше времени, чем сто лет назад, это еще не значит, что страдает качество. Конечно, большую роль, как и везде, играет человеческий фактор. Соблюдаются ли все инструкции, требования, пропорции. Там, где застройщик ответственно относится к каждой подобной «мелочи», проблем не будет.
* К слову, именно так и произошло с домом на ул. Герцена- Камышинская-Смоленская, который строило ПСК «Континент». Дом не был законсервирован должным образом. В результате произошло разрушение несущих конструкций, и теперь речь идет о демонтаже многоэтажного здания. Eсть и другие примеры, когда экспертиза показала: достраивать практически готовый объект нецелесообразно. Так случилось с домом на углу улиц Ленина и Кирова, который демонтирует ООО «Подрядчик». — В.Ш.