В какой мы касте?
Обучение в Йельском университете в среднем обойдется студенту в два с половиной миллиона рублей в год. А с учетом проживания и питания — три миллиона.
— Я из тех студентов, что по карманам зимних курток собирают деньги на лапшу быстрого приготовления. Но парочку курсов Йельского я окончила. Спасибо чете Хьюллет за это, — рассказывает студентка Eкатерина Пермякова.
Йельский университет выложил в интернет несколько собственных курсов на различные темы: от медицинских до литературоведческих. За «широкий жест» заплатил фонд Уильяма и Флоры Хьюллет, обошлось это в восемьсот тысяч долларов. Все ради того, чтобы знания, доступные только богатым, стали достоянием общественности. В этом фонд Уильяма и Флоры видит особенную миссию: уберечь общество от информационной кастовости. Суть в том, что высшие касты всегда будут получать лучшее образование, больше информации и доступ к определенным ресурсам. А низшие, те, что не могут позволить себе многомиллионное обучение, навсегда останутся кем-то вроде обслуживающего персонала для первых. Конечно, бесплатные онлайн курсы не заменят очного образования в Йельском университете, но все же помогут сократить образовательный и информационный разрыв между богатыми и бедными.
Впрочем, проблема остается. Ведь интернет — океан информации. Поймать в нем рыбу, а не уйти на самое дно, тоже надо суметь.
— Я сама узнала о курсах на научном семинаре в Eкатеринбурге, — признается Eкатерина. — В интернете сидишь каждый день, но как-то в голову не приходит искать, что там Йельский университет предлагает.
А предлагает не только он. Хотелось бы вам поучиться в ВШЭ, Политехе или СПбГУ? Такая возможность есть сразу на нескольких русскоязычных ресурсах: «Открытое образование» и «Лекториум». Первый ресурс — технический, курсы второго поднимают скорее гуманитарные вопросы. Например, в «Лекториуме» можно научиться читать (то есть, анализировать) фотографию на лекциях Самарского национального исследовательского университета. Или изучить Санкт-Петербургские мосты с помощью восьмерых питерских преподавателей.
Я решила проверить качество курсов на себе. Четыре недели изучала вопросы экологии, кибернетики, искусственного интеллекта вместе с профессором американского происхождения Даскином Драмом. Во-первых, это патриотично: профессор Драм теперь преподает в ТюмГУ. Во-вторых, это весело, потому что серьезные вопросы он рассматривает через аниме. В Японии мультипликаторы в своих работах предлагают разные вариации развития будущего. Их реалистичность, сложность и перспективы и обсуждал профессор Драм.
Японцы, например, еще в начале двухтысячных начали задумываться о правах искусственного интеллекта. А профессор Драм напомнил, что человекоподобный робот София получила гражданство Саудовской Аравии в 2017 году. Но, по мнению профессора, нам стоит подумать не только о том, является ли робот человеком, но и о том, является ли человек роботом?
— В некоторых экономических системах вы становитесь не нужны, как только исчерпали свой ресурс. Вы выполняете свою функцию, а потом вас выбрасывают на свалку. Вы не свободны и не независимы, — говорит профессор Драм. — Так чем вы отличаетесь от роботов?
Над этим он предлагает подумать в своих творческих заданиях. Не скажу, что уровень моих знаний после курса значительно вырос, но было интересно. А дистанционное образование, очевидно, вышло на новый уровень. Помимо того, что можно общаться с педагогом, в специальных чатах можно поговорить с другими виртуальными студентами этого курса, а также задать вопросы помощникам преподавателя. Один блок лекций можно изучать целую неделю. Такой срок дается для того, чтобы все работающие люди тоже смогли найти время на изучение материала.
— Я много нового узнала из йельских курсов, но есть тут и другая сторона медали, — со смехом рассказывает Eкатерина Пермякова. — Однажды я захотела устроиться на подработку бариста в кафе. На собеседовании рассказала и о курсах, и об основном образовании. Мы очень хорошо поговорили с владельцем, а потом он сказал: «Извини, но ты слишком квалифицирована для нас, мне нужен постоянный сотрудник, а ты бариста долгое время не будешь». Как я была расстроена!