Руководители, умеющие вдохновить
Быть руководителем — искусство особое. Удержать баланс между волей и тиранией, личной ответственностью и неумением делегировать обязанности — на практике для многих оказывается трудно.
А остаться в памяти всех хорошим начальником, кажется, невозможно — всегда найдутся обиженные и недовольные. Тем удивительнее слушать воспоминания о транспортном строителе Дмитрии Коротчаеве, Герое Социалистического Труда, начальнике строительства железнодорожной магистрали Тюмень — Сургут — Новый Уренгой. В начале недели праздновали 110-летие со дня его рождения. В День России ветераны отправились на станцию Коротчаево, в район Нового Уренгоя, где также шла великая стройка. Причем один из самых трудных ее этапов.
— Тяжелее всего было, конечно, на Ямале, — вспоминает Виктор Молозин, Герой Социалистического Труда. — В Тюмени, в Сургуте спасались благодаря тайге, за деревьями. Ямал в то время — снежная пустыня и ледяные ветра. Буквально сдувало работников. Благо ребят в команду я собрал крепких.
Виктор Молозин, тогда 32-летний мужчина, был бригадиром монтеров пути. В этом году ему исполнится 84 года, но, кажется, в нем и теперь можно узнать того молодого бригадира. Он говорит энергичным, громким голосом и сохраняет боевое настроение.
— Забежав на перекур, никому не хотелось снова выходить в этот жалящий холод, — говорит Виктор Васильевич. — Что делать? Руководителю нужно начать с себя. Я вставал первым и громко говорил: так, коммунисты вперед, комсомольцы за ними, ну, остальные по желанию. И выходил на работу. Все, конечно, подтягивались за мной.
В ДК «Нефтяник», где состоялось основное торжество, посвященное юбилею Коротчаева, со сцены многие говорили: «Я называл его отцом родным», «Он был мне как отец». Виктор Молозин легко находит этому объяснение.
— Понимаете, Дмитрий Иванович был прекрасным руководителем. Ставил, конечно, невероятно сложные задачи, но при этом был и очень заботливым, внимательным, — рассказывает Виктор Васильевич. — Однажды приехал к нам на строительство вместе со всеми руководителями снабжения. Спрашивает у меня: вижу, много украинцев работает в твоей бригаде, так? Я соглашаюсь: так. Тогда он оборачивается ко всей этой делегации и говорит им: «Ну, кто, товарищи, обеспечит бригаду Молозина салом?» Тут уж куда им деваться? Обещают обеспечить!
— И вам, и Дмитрию Ивановичу приходилось руководить строительством в очень тяжелых условиях. И как же повести за собой людей? — спрашиваю я.
— Важно набрать хорошую команду, чтобы был костяк крепких людей, знающих и любящих свое дело, остальные за ними подтянутся, — объясняет Виктор Васильевич. — И не менее важно суметь донести, что делаем мы невероятно значимое дело. Для страны, для людей. Что без нашей работы — никак. Ведь нужно было доставлять нефть, газ. По воде — зимой невозможно. По воздуху — капризные машины, испортится погода, и все встанет. Железная дорога — вот что было необходимо, и мы ее строили.
Кажется, многое изменилось со времен великих строек. Но трудом и талантом найденная формула хорошего руководства осталась прежней.
***
фото: Виктор Молозин.