X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

От исторических до провокационных

Прошлая неделя оказалась щедрой на премьеры: театры показали три новых спектакля.

Некоторые из них радовали, другие как минимум удивляли. Рассказываю.

«Испанская баллада», ТБДТ

Спектакль начинается, как только попадаешь в зрительный зал. Сценография завораживает: несколькими декорациями и мастерскими приемами художника по свету сцена и зрительный зал превратились в католический храм.

Радует и выбранный режиссером Сергеем Захариным драматургический материал. «Испанская баллада» написана в 50-е годы немецким писателем Лионом Фейхтвангером. Он открыто делится своими послевоенными тревогами. Как убедить людей в том, что не бывает благородных войн? В том, что мнимое «рыцарство» на самом деле убийство? И что в каждой религии есть своя мудрость? И любовь.

По сюжету король Кастилии Альфонсо (Николай Аузин) влюбляется в еврейку Ракель (Софья Илюшина). Несмотря на все препятствия, они счастливы на протяжении семи лет. Все время, что они проводят вместе, в королевстве нет войн, царит настоящий рай. Отец Ракель (Александр Тихонов), назначенный казначеем, обеспечивает стране процветание. Но ревнующая жена Альфонсо Леонор (Наталья Никулина) находит способ избавиться от соперницы: хитростью убеждает мужа начать «благородную» религиозную войну и оставить свою любимую. Тем самым, изгоняя из рая целую страну.

Режиссер выбирает из длинной «Баллады» только важные реплики. Ракель рассуждает о том, что «пушинка мира ценнее, чем железный груз победы», а когда Альфонсо не понимает ее, переводит на другой лад: «яйцо во время мира вкуснее, чем кусок баранины во время войны». Обе поговорки из разных религиозных культур, но объединяют их. Неоднократно герои произносят: «Так хочет бог!» А режиссер задается вопросами: почему бог допускает какие-то вещи? Можем ли мы понять замысел судьбы?

Но немалым грехом спектакля осталась его продолжительность. Многие сцены выиграли бы, будь они короче. С накинутыми на лица платками, словно на картине Рене Магритта, влюбленным достаточно появиться на пару секунд. И разбросать, а после собрать камни можно один раз. Некоторые вещи в спектакле не хотелось бы видеть вовсе. Например, как кувыркается по сцене Николай Аузин, изображая пьяного короля. В обстановке и заданном сюжете он выглядит так, как если бы Гамлет вставил в свой монолог юмористический куплет. А сцена со светомузыкой или беспроводной микрофон у священника под одеждой, обнаруживающийся в драматической сцене, ломают огромную и успешную работу по созданию атмосферы.

В целом «Испанская баллада» — работа красивая и актуальная. Хочется верить, что на летних каникулах она «дорастет» и станет точнее и лаконичнее.

Александр Тарасов, Денис Моргунов

«Я=корова», МТЦ «Космос»

Измотанная актриса Ольга Кременная тяжело опирается на колени зрительницы и предлагает ей: «А хотите съесть мое бедро? Там очень нежное мясо». Зрительница реагирует испуганным взглядом. Понять ее можно.

Бельгийского драматурга Яна Фабра, чей материал выбрала Юлия Вологжанина, режиссер спектакля «Я=корова», называют не иначе как «пропагандистом извращений». Eго текст наполнен подробными описаниями последствий булимии и жестокого отношения к собственному телу главной героини.

На сцене Ольга Кременная много работает физически. Выбранный актерский язык прекрасно соотвествует физиологичному тексту. Реально уставшая актриса рассказывает про собственную отупляющую измотанность, вызванную попытками привести себя в идеальную физическую форму. Все для победы в конкурсе… рогатого скота. Ирония Яна Фабра вполне понятна: а какая разница, какой конкурс, если чувствуем мы себя скотами?

Впрочем, трудно поверить в проблемы булимии у девушки, выглядящей здоровой и бодрой. Eе физические упражнения на сцене — как гимн ЗОЖ. Это визуальное противоречие вызывает к происходящему на сцене некоторое недоверие. Зато Юлии в очередной раз удалось удивить тюменского зрителя новой театральной формой. Языком провокационного европейского театра она рассказала историю людей, отдающих себя достижению цели без остатка. Сам процесс не приносит им радости — это жертва. Попытка заработать любовь тяжелым трудом. Безуспешная, конечно.

Выход режиссер тоже предлагает — полюбить себя. Ведь мы = не коровы.

«#Рядом Рай», «Ангажемент»

Я рассказывала о совместной работе театра-студии «Быть» и актеров и режиссеров из Германии. Теперь их набросок спектакля по произведению «Хочу в Париж» Михаила Веллера дорос до полноценного спектакля.

Работа посвящена непримечательному мальчику, однажды воспылавшему мечтой поехать в Париж. Перед ним встало множество препятствий: армия, семья, ипотека. В 65 лет он обнаружил себя все на том же месте, так и не осуществив мечту. Теперь эта работа дополнилась еще одним наброском: «Историей о маленькой шоколадке». Шоколадка (ее играет актриса в форме школьницы) работала в кондитерском магазине и очень мечтала попасть на море… Ситуация знакомая многим офисным работникам.

Нельзя не отметить чувство юмора режиссера Артема Васильева. У него легко получается воссоздать атмосферу фильмов Пьера Ришара или советских комедий. Режиссер отвечает на вопрос о том, что такое мечта? Зачем она, если ее, кажется, невозможно осуществить? И вдруг за нее придется заплатить слишком высокую цену?

Театр «Быть» не свободен от главной боли молодежных театров — нехватки средств. Молодые актеры-любители играют прекрасно, но сценография и костюмы совсем скромные. И это удивительным образом придает спектаклю очарования. Потому что артисты, несмотря ни на что, мечтают. Их мечты, воплощенные на сцене, заряжают других. А значит, они все- таки нужны…

***
фото: Премьера в театре драмы ;Театр-студия «Быть» играет новый спектакль.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта