X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Куда дуют ветра инноваций?

На современные образовательные технологии мы чаще всего смотрим с восхищением Мол, вот что мы умеем, вот что еще у нас есть! И редко допускаем возможность если не критиковать их, то хотя бы задуматься.

Не рейтингами едиными

Увлечение первыми, вторыми и третьими местами, а также медалями, кубками и прочими атрибутами успешности сегодня, пожалуй, даже больше, чем в так часто критикуемом Советском Союзе. Заболевание рейтингами стало просто эпидемией. Между тем, определить, что дает нам то или иное призовое место, бывает трудно. Вроде бы, и ставить под сомнение успех как-то странно, но и к чему он — непонятно.

Eсть такие впечатляющие рейтинги и в образовании. Недавно организация экономического сотрудничества и развития, проанализировав инновационность школ десятков стран, определила, что Россия находится в тройке лидеров, уступая только Канаде и Словении.

А вы чувствуете, как в школе, в которой учится ваш ребенок, по коридорам проносятся ветра инноваций? Конечно, они ощутимы. То, что было в школах 10 лет назад и теперь — несравнимо (правда, не все школы областного центра одинаковы по уровню инновационности). Но современным требованиям соответствуют уже 95 процентов школ Тюменской области. В этом году планируется оснастить еще 28 школ-центров гуманитарного и цифрового профиля, 35 школ-пилотов по внедрению модели цифровой образовательной среды, появятся еще 57 школ-сетевых лабораторий «Науко-Лаб». Кроме того, в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика РФ» к 2024 году все они будут обеспечены высокоскоростным интернетом.

Однако в образовании технологии решают не все. Согласно тем же рейтингам (приведенным в журнале «Огонек»), показатели самостоятельности и инициативности ребенка в России снижаются. Дети меньше времени стали проводить за чтением книг по собственному выбору, наблюдением за природой, их меньше занимает сравнение прочитанного в книгах с собственным опытом.

Зато растет учебная нагрузка. По данным экспертов ОНФ, в начальной школе она приближается уже к 47 часам в неделю. И тут современные технологии не разгружают, а, скорее, еще больше закабаляют детей. Раньше бы ребенок

просто книжку полистал, рисунок нарисовал или контурную карту раскрасил, а теперь надо сделать реферат со слайдами или видеопрезентацию. Причем по строго определенному стандарту. Нет, творчество возможно, но больше в оформлении работы, чем в изложении точки зрения. Eсли она будет отличной от общепринятой, то работу могут и не зачесть, сочтут неграмотной. Такой подход больше похож на имитацию креативности, чем на само творчество. Особенно, если к выполнению работы, как это часто бывает, активно подключаются родители. Они же лучше знают, как надо.

Не актуально

95 процентов того, чему сейчас учат в школе — прошлый век. Ведь образование, как и медицина, несмотря на все свои сверхтехнологии, одни из самых консервативных сфер человеческой деятельности. Может, уже и понятно, что «ветер переменился», что недостаточно только технологии модернизировать, пора менять сами подходы, но пока эта лодка раскачается, корабль снова уйдет вперед. Не секрет, что за ближайшие 10 лет исчезнут 15 процентов существующих профессий. Многие из нынешних школьников не успеют стать выпускниками, а мир, к жизни в котором их так скрупулезно готовили, станет другим.

Так, всегда считалось, что надо хорошо учиться, чтобы потом иметь надежную профессию (но какой она будет через 20 лет?). Надо как можно больше знать и во всем разбираться (но сейчас важнее быстро ориентироваться в мире информации). Надо делать все хорошо и качественно (но теперь и это невозможно, актуальнее правильно расставлять приоритеты, чтоб сэкономить время, силы, нервы). Надо стараться — усердием добьешься результата (тоже не факт, усердие в современном мире — не равно успеху). Надо стремиться вверх по карьерной лестнице (но экономисты говорят, что в ближайшие годы востребованной станет горизонтальная карьера).

Прежние правила достижения успеха уже почти умерли, но многие родители этого не замечают. С упорством, достойным лучшего применения, они заставляют ребенка с пяти лет учить английский, с четырех — складывать и вычитать многозначные числа, с трех — выступать на сцене. Психологи говорят, что при таком прессинге ребенок не учится быть личностью, он становится пешкой. Поэтому все чаще звучит фраза: «Хорошо, что ваш сын (или дочь) еще хоть что-то хочет, а не лежит с телефоном целый день». И к чему тогда все эти инновации и современные технологии?

В общем, летом, когда есть время выдохнуть, остыть от изнуряющей образовательной гонки, стоит с другой стороны посмотреть на то, как и чему учится ваш ребенок.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта