Злость дизайнеру бывает к лицу
— Почему законом запрещено бросать в центре города мусор на землю, но делать это на стены можно? — возмущается Александр Назаров, руководитель студии бренд-дизайна «Лайтшоп».
В субботу он собрал городских дизайнеров на «злую лекцию», которую провел на парковке «Магеллана». Дизайнеры обсудили происходящее в городском центре «визуальное безобразие». Чтобы не быть голословным, Александр принес реальные фотографии, сделанные в центре города, точнее — на улице Республики и исправленные им в редакторе Photoshop. Причем на снимках он изменил лишь вывески с названиями магазинов. Удивительное дело! Стоит сделать их поменьше, а вместо яркого фона под буквы использовать сам фасад здания — улица сразу выглядит более аккуратной. Да и самим вывескам это не вредит, они получаются даже стильными, не мешая и не противореча друг другу.
Но главная боль дизайнера — это магазин «Пятерочка» в торговом центре «Океан».
— Что раньше было вместо этой уродливой красно-зеленой вывески, вы помните? Чудесная мозаика, — говорит Александр Назаров. — Сейчас же смотреть невозможно. Особенно рядом с мировым брендом Southern Fried Chicken, который тоже не пожалел тюменские улицы. Они же визуально конфликтуют! Вы скажете, что сетевым гигантам никто не указ? Но почему ни «Пятерочка», ни мировые фастфуды не позволяют себе того же в центре Москвы?
«Пятерочка» открылась даже в высотке на Котельнической набережной в столице, но без огромной красной вывески. Над входом в магазин висят аккуратные белые буквы и официальный лейбл: цифра пять в красном круге. По мнению дизайнера, помимо официальных запретов, немалую роль в Москве играет общественное мнение, которого так недостает Тюмени.
Eще один повод для злости дизайнеров — дом на улице Орджоникидзе между водонапорной башней и перекрестком. В нем располагаются несколько ювелирных магазинов. По словам дизайнеров, один из них нарушает закон о рекламе: владельцы поставили перед входом запрещенные флагштоки. А надписей «Золото» на фасаде здания насчитывается больше 15.
— Местная столовая в подвальчике решила составить ювелирным магазинам конкуренцию. Посчитайте, на входе в подвал «столовая» написано пять раз! — смеется Александр. — Я ведь говорю это не в упрек предпринимателям. Я понимаю, что они хотят привлечь людей, накормить своей вкусной едой. Но почему никто не подсказал им, что такой дизайн только отталкивает?
По мнению Александра Назарова, дизайнер должен быть злым и принципиальным.
— Eсли человек настаивает на плохом дизайне, наша студия за его проект просто не берется. Мы теряем деньги, но нам не стыдно ходить по городу, — делится он. — К этому же я призываю всех дизайнеров. У нас в Тюмени нет сообщества специалистов с позицией по дизайн-коду города, но было бы неплохо его организовать.
Призвал к активным действиям Александр и простых горожан. Например, принципиально не заходить в магазины или общепит, которые не уважают городское визуальное пространство. На лекции прозвучали и другие предложения: сделать наклейку, вроде той, что была в программе «Ревизорро», только с надписью «Забочусь о городском дизайне». Вручать ее тем предпринимателям, которые действительно думают об облике улиц. На лекции же был создан аккаунт в Instagram «antibanner», где дизайнеры планируют размещать разный контент. От критических постов и фотографий-предложений по оформлению магазина до примеров удачного оформления фасадов и вывесок в мире. Кто-то захотел организовать городскую дружину по отслеживанию нарушений предпринимателями закона о рекламе. Также дизайнеры решили разработать бесплатный каталог для городских типографий. Чтобы у желающих сделать вывеску был выбор хороших примеров оформления.
— Это проблема не только нашего города, — признает Александр Назаров. — На самом деле над дизайн-кодом качественно работают только в Москве, Санкт-Петербурге и Ижевске. Но мы ведь претендуем на звание лучшего города Земли. И у нас, действительно, есть все ресурсы для того, чтобы создать городской дизайн-код и соблюдать его.
ФОТО СТУДИИ БРEНД-ДИЗАЙНА «ЛАЙТШОП»
***
фото: Александр Назаров говорит с дизайнерами о наболевшем;Такие фасады мы видим;А такими они могут быть.