Левый берег станет выше и крепче
Любители погулять по набережной видят, как с каждым днем преображается левый берег Туры. Но что конкретно там происходит? За комментариями мы обратились к генеральному подрядчику — в компанию «Мостострой-11».
Вчера в полдень, как и договаривались, мы были на мосту Влюбленных. С него видно, как внизу движутся самосвалы. Бульдозер, рыча, взбирается на гору песка, утюжа его и ровняя. Слышно, как разносятся над рекой мерные глухие удары — это сваебой вколачивает металлошпунты вдоль береговой линии.
— Всего таких шпунтов предусмотрено проектом 535. И 365 из них уже погружены, — говорит начальник участка Андрей Вербицкий.
Андрей Николаевич сразу предупреждает, что на все комментарии у него пять минут. Но потом, видимо, устав объяснять, что такое железобетонный шапочный брус, грунт обратной засыпки и шпунтовая подпорная стенка, просто ведет нас на стройплощадку, чтобы все показать наглядно.
И вот мы уже на той самой шпунтовой подпорной стенке — с правого берега она выглядит как ряд коричневых труб. Диаметр каждой такой пятиметровой трубы 720 мм, внутри они заполнены песко-цементом. Большая часть погружена в землю, а примерно на два метра выступает над поверхностью. Это и есть первая линия берегоукрепления.
Уже видно, что левый берег станет выше, чем был до начала строительства. Eсли точнее, то набережную поднимут примерно до одного уровня с жилой застройкой района Зареки. Расстояние от поверхности шпунтовой стены до прогулочной части набережной почти 3,5 метра. С противоположного берега эта часть будет выглядеть как плоскостное сооружение под наклоном 45 градусов.
Для выполнения задачи уже завезено более четырех тысяч кубометров песка с Андреевского карьера. А в ближайшее время завезут еще порядка 45 тысяч кубов. Помимо песка к реке везут несортированный камень — из него делается каменная наброска непосредственно у воды.
— Здесь мы демонтировали старые канализационно-очистные сооружения, — Андрей Вербицкий показывает на то, что от них осталось. — Построим новую КНС для обслуживания набережной.
Не только масштабы, но и темпы строительства впечатляют. К берегоукреплению мостостроевцы приступили в сентябре, а к зиме планируют завершить работы на первой очереди и взяться за вторую — за благоустройство. Оно подразумевает возведение нескольких стационарных объектов — административного здания, библиотеки, туалетов, а также спортивных плоскостных сооружений, трех парковочных площадок для автомобилей, велодорожек. Потом будет выполнено озеленение, освещение и так далее. Протяженность набережной — 900 метров.
— Сколько всего техники здесь задействовано? — интересуюсь я.
— Сейчас на участке работает более 20 единиц техники, включая сваебой «бауэр», — говорит Андрей Вербицкий. — А вот эта бригада недавно прибыла из Тобольска, там они участвовали в строительстве завода «ЗапСиб-2».
Люди, техника, оборудование — у «Мостостроя-11» все свое. По словам начальника участка, работы продолжаются в любую погоду. Посменно, поэтому без выходных. Из праздников — только новогодние, да и то в укороченном варианте. Так что повода для сомнений, что и этот объект мостостроевцы сдадут раньше запланированного срока, нет.
***
фото: Идет строительство на левом берегу Туры. ;;;