X

Как обрести нечто большее

Студент строительного факультета Иван Фокин все лето путешествовал по России на поездах. Работал проводником в составе студенческого отряда «Стрела». Хотел просто заработать, но обрел нечто большее.

Иван рассказывает: о наборе в «Стрелу» он узнал из социальных сетей еще год назад. Прошел собеседование, но тогда поехать работать не получилось из-за сложностей с учебой. Зато в этом году прошел курсы в колледже транспорта и оказался перед выбором: остаться в Тюмени либо совершать рейсы, работая в пассажирском вагонном депо «Москва» северо-западного филиала «Федеральной пассажирской компании». Вообще- то Иван хотел остаться в родном городе, но рабочие места здесь быстро закончилась, так что весь его студотряд отправили в Москву.

Он все спланировал: знал, что будет делать, как питаться, на что обращать внимание в других городах и вообще как себя вести. Но скоро понял, что все его планы были детским лепетом.

Встреча со столицей

Уезжая из Тюмени, отрядники пребывали в состоянии эйфории. Думали лишь о том, как приедут в столицу, как там будет весело, что там можно посмотреть, где погулять.

— Зато мама переживала, — вспоминает Иван. — На протяжении всей моей поездки она писала, спрашивала, как у меня дела? Я не особенно самостоятельный, и она об этом знала, потому и волновалась. Но в таких условиях, что нас ждали в Москве, самостоятельности учишься очень быстро.

В Москве ждали трудоустройство и заселение в хостел. А потом весь отряд сразу поставили в рейс. Никаких прогулок по Первопрестольной, никакого веселья.

— Я даже ничего не понял. Мы оказались в каком-то круговороте, где все было незнакомым и от нас ничего не зависело.

Оно и понятно, первая неделя на новой работе — это всегда стресс. Правда, Ивану все-таки повезло. Eго наставником стала экс-командир отряда Наташа Соловьева, которая работала в студотряде уже в третий раз. Она давала ему ценные советы по работе и организации досуга.

Первый рейс, который достался Ивану, был по направлению Москва — Питер — Анапа, а потом обратно. Вагон купейный, старенький, но все в нем было в рабочем состоянии. А вот последующие рейсы — уже в современных плацкартных вагонах 2017 и 2018 годов производства, так называемых фирменных.

Трудовые будни

— Со второго рейса я уже чувствовал себя в вагоне хозяином. И потом, когда мы возвращались в Тюмень, мне очень хотелось сесть на место нашего проводника и снова похозяйничать. Мы чувствовали себя ответственными и за вагон, и за пассажиров. Было приятно, когда они подходили со всякими вопросами, просьбами, относились уважительно, — рассказывает Иван.

В его обязанности входила подготовка вагонов к посадке, проверка билетов, информирование пассажиров, поддержание чистоты.

— Станции, бывало, просыпал. Без последствий, но стыдно было ужасно, — признается он.

В рейсе, говорит Иван, жизнь сужается до размеров одного состава. Но внутри она все равно остается интересной. Жизнь вообще похожа на поездку на поезде: за окном пробегает пейзаж, меняется. А что впереди — не видно. И главное, локомотива, движущей силы, не видно тоже.

Менялись начальники и номера поездов. За время работы студотряд стал для Ивана как вторая семья. Конечно, возникали разные проблемы, часто — даже не по вине самих студентов. Но теперь вспоминается только хорошее: как ребята выручали друг друга, были друг за друга горой.

Такая нескучная жизнь

Иван таким образом побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Мурманске и Анапе. И везде впервые.

— Все города хороши! — уверен он.

Например, в Петербурге ему запомнилась красивая площадь Восстания и интересная архитектура. В Мурманске пришелся по душе климат и люди. А в Анапе понравились приветливые таксисты…

Выходных было мало. Их отрядники проводили в Москве. Приезжали в обед, сдавали вагоны, и вечер был свободен. Узнавали, когда следующее отправление, ехали за продуктами, потом в хостел. Первый выходной занимались хозяйством: стирка, сушка, готовка и сон. Eсли оставались еще свободные дни, гуляли по городу.

Зато что ни рейс — то какая-нибудь история.

— Как-то раз — рассказывает Иван, — кто- то взял противозасорную вставку из биотуалета в моем вагоне.

Это такая проволока в форме пружинки. Иван голову сломал, пытаясь понять, кому пришло в голову прихватить вставку с собой. Ведь доставать ее — дело малоприятное.

— В первом купе у меня был пассажир, интересный такой дядька. Я поделился с ним этой историей, — рассказывает Иван. — Он выслушал, но ничего не ответил. А через несколько часов подошел ко мне и выдал полный отчет: сколько человек заходило в туалет, из каких вагонов и из каких купе.

Оказывается, он сидел, наблюдал и все записывал. Противозасорную вставку, правда, так и не нашли. Жаль, а то получилась бы настоящая история в жанре герметичного детектива. Зато пассажиру по ходу дела удалось выяснить, что некий курильщик, надымивший в туалете (на него Иван тоже пожаловался), едет не в их вагоне, а в соседнем. Тоже результат!

Не успел насмотреться

Когда тронулись в последний рейс, Ивану было просто грустно. Вагон ему достался немного капризный, но он все-таки сумел к нему приспособиться, и расставаться потом было нелегко.

Всего он отработал семь рейсов, это 600 рабочих часов. Хотел заработать денег, а по итогу приобрел еще и яркие впечатления, вторую семью, новое понимание красоты.

— Мне не хватает той атмосферы, — говорит Иван. — В пути, в поезде я понял, что такое красота — это хорошие человеческие взаимоотношения. Люди раскрываются в тесном общежитии, в условиях, в которые мы все были временно поставлены. И вот на это я не успел насмотреться.

ФОТО ИЗ АРХИВА ГEРОЯ

***
фото: Иван Фокин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта