X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Десятый удар

Стратегические наступательные операции Красной армии в 1944 году по освобождению оккупированной немцами и их союзниками советской территории получили в послевоенной историографии название «десять сталинских ударов».

Силы сторон

Завершающим, десятым ударом военной кампании 1944 года стала Петсамо-Киркенесская наступательная операция в Заполярье.

После разгрома в июне — августе того же года финских войск в Южной Карелии создались благоприятные условия для изгнания оккупантов из советского Заполярья и северных районов Норвегии.

Немцы создали сильную оборону из трех полос на глубину до 150 километров. Северный фланг позиции упирался в море, южный — в непроходимое для войск болото. Опорные пункты, вырубленные в гранитных скалах, перекрывали все дороги.

К участию в наступлении привлекалась 14-я армия Карельского фронта — восемь стрелковых дивизий, один укрепрайон, пять стрелковых и отдельная танковая бригады, артиллерийские и инженерные части. Всего 113200 человек, 2199 орудий и минометов, около 200 танков и САУ. При поддержке кораблей и авиации Северного флота.

Проделав многокилометровый марш по труднопроходимой местности, на направление главного удара прибыла 368-я стрелковая дивизия, сформированная в Тюмени в августе — октябре 1941 года, награжденная за форсирование реки Свирь и освобождение Петрозаводска (28-29.6.1944) орденом Красного Знамени.

Командующий Карельским фронтом генерал армии Кирилл Мерецков обоснованно считал, что сибиряки лучше приспособлены к ведению наступательных действий в местах, где гранитные скалы чередуются с заболоченной тундрой. Где из-за особенно дождливой осени, низкой облачности, частых и густых туманов, подъема воды на реках и озерах и сокращения светлого времени суток использование бронетехники и авиации было весьма проблематично.

Соединение тюменского формирования оправдало надежду командования фронта на боевой успех.

Наступление

7 октября в 8 часов утра началась артиллерийская подготовка, продолжавшаяся два часа 35 минут. Затем в атаку пошла пехота. К исходу дня, преодолевая упорное сопротивление немецких горных егерей, части 131-го стрелкового корпуса, в состав которого входила тюменская дивизия, прорвали основную полосу неприятельской обороны.

Борьба за каждую высоту, и особенно за дорогу на Петсамо (старинное русское название этого города и незамерзающего порта — Печенга — А.П.), носила упорный и длительный характер. В ночь на 15 октября совместным ударом по сходящимся направлениям с юга и севера наши войска разгромили немецкий гарнизон и овладели городом и портом Петсамо (Печенгой). Теперь надо было добить гитлеровцев в северных районах Норвегии.

28 октября газета «Тюменская правда» сообщила о новой победе земляков: «Войска генерала армии Мерецкова (в Тюмени еще не знали, что днем раньше ему было присвоено звание маршала Советского Союза — А.П.), продолжая наступление на запад от Петсамо и нанося немецкой группировке в Лапландии большой урон в живой силе и технике, вышли к норвежскому городу Киркенес… Этот портовый город находится на ответвлении Варангер-фьорда и представляет собой важную военно-морскую базу, сильно укрепленную германскими оккупантами. Н-ская дивизия (это 368-я — А.П.) переправилась через залив и нанесла немецкому гарнизону сокрушительный удар с фланга, откуда противник меньше всего мог его ожидать.»

25 октября в 22 часа Москва салютовала войскам Карельского фронта, овладевшим городом Киркенес, 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Освобождение

Изгнанием немцев из Киркенеса 14-я армия и Северный флот выполнили свои задачи в Петсамо-Киркенесской операции. Дальнейшее продвижение в военном отношении было признано бесперспективным. Впереди лежала узкая, пустынная, горная, вся изрезанная фьордами полоска земли. Приближалась полярная ночь. Начались сильные снегопады, на дорогах появились почти непреодолимые завалы. Об этом 29 октября Мерецков доложил Сталину. Потери советских войск с 7 по 29 октября составили 21233 человека убитыми и ранеными, 20 танков, 40 орудий и минометов, 62 самолета.

На территории Северной Норвегии стали формировать из местного населения подразделения полиции, которые временно подчинялись командованию 368-й стрелковой дивизии. В их составе служил младшим офицером будущий великий путешественник Тур Хейердал.

15 ноября 1944 года Карельский фронт был расформирован. 5 декабря Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждена медаль «За оборону Советского Заполярья». Eе получили более 350 тысяч человек.

За успешные действия в трудных условиях Крайнего Севера по завершении полного освобождения Печенгской (Петсамской) области от немецких захватчиков приказом Верховного главнокомандующего Сталина 368-й стрелковой Краснознаменной дивизии в числе других соединений Карельского фронта было присвоено почетное наименование «Печенгская».

Свой восторг по такому поводу выразил дивизионный поэт Алексей Абрамов: Мы с этим именем дойдем До дня Победы, до Берлина. Мы с ним вернемся в отчий дом, И встретит мать с любовью сына. И если дома, у огня, Бои и грозы вспоминая, «Откуда?» — спросит мать меня, Скажу: «Из Печенгской, родная!..» Однако на Берлин через Восточную Померанию пошли только две из трех Печенгских дивизий: 14-я стрелковая, преобразованная в октябре 1944-го в 101-ю гвардейскую, и 10-я гвардейская (с декабря 1941-го).

368-я стрелковая дивизия оставалась на территории Северной Норвегии. Причины такого решения неизвестны. Думаю, что наши земляки лучше других были приспособлены к местным условиям. Тюменцы занимались разминированием зданий и предприятий, восстановлением причалов, дорог и мостов, организацией питания и медицинской помощи населению, удивляя скандинавов своей неприхотливостью. Судите сами: в Киркенесе из 220 жилых домов уцелело только 28, и в условиях заполярного ноября-декабря солдатам и офицерам приходилось ютиться прямо в поле. Командованием соединения было предписано «не занимать ни одного дома или строения, принадлежащего норвежскому населению» и «с щепетильностью относиться к тому, чтобы не допустить никаких нарушений права частной собственности норвежских граждан и предприятий».

Норвежский министр юстиции Волд, совершивший в то время поездку по освобожденным от немецких оккупантов районам, докладывал в Лондон своему «правительству в изгнании»: «По вечерам можно было увидеть сотни небольших костров, вокруг которых спали солдаты. Палаток мы видели немного. Благодаря такой изумительной выносливости советские войска предоставили норвежскому населению возможность пользоваться немногими уцелевшими от всеобщего уничтожения домами».

В отошедшей от Финляндии Печенгской области вся буржуйская собственность сразу стала «народной», то есть была национализирована без промедления. А Норвегию приказано было считать иностранной территорией, поэтому здесь старались произвести благоприятное впечатление на заграницу и ее граждан, не жалея при этом собственных.

Освобождение остальной территории Норвегии произошло без бое- столкновений. 8 мая в Осло прилетела союзная военная миссия, которая и приняла в тот же вечер капитуляцию у германского командующего генерала Беме.

Тогда же 368-ю стрелковую Печенгскую Краснознаменную дивизию передислоцировали в г. Кемь. Там находилось командование восстановленного 1 января 1945 года Беломорского военного округа. Территория округа включала Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую области, Карело-Финскую ССР и Коми АССР. Командовать войсками нового округа возвратили из тылового резерва генерал- полковника Валериана Фролова, возглавлявшего с сентября 1941-го по февраль 1944 года советскую оборону в Карелии и Заполярье.

Весной 1947 года тюменскую дивизию расформировали. Знамя соединения и боевой орден Красного Знамени сдали на хранение в музей Вооруженных сил. Тюменцев, кому повезло уцелеть и выжить в обороне и наступлении, демобилизовали.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта