X

  • 27 Январь
  • 2023 года
  • № 9
  • 5361

Никому не доверяйте свою жизнь

Подход к образованию в вузах и школах меняется. Того требует время.

А что насчет автошкол? О нововведениях в обучении водителей мы говорим с инструктором по вождению Максимом Долматовым.

Он сразу объясняет: подход к обучению водителей в России до недавнего времени был консервативным и мало изменился с 1986 года. Сам Максим — активный сторонник новой для нашей страны системы защитного вождения. Это такой способ управления автомобилем, при котором водитель вне зависимости от внешних факторов (погоды, других автомобилистов, состояния дороги) не допускает ДТП. Инструктор называет это «европейской системой», т.к. появилась она в Англии (к слову, эта страна с низкими показателями ДТП).

— Защитное вождение часто путают с контраварийным, — рассказывает Максим. — Но это разные системы. Более того, когда в России начали вводить вторую — количество аварий на дорогах только увеличилось. Контраварийная система создает иллюзию, что вы можете выйти из любой опасной ситуации, и люди начинают рисковать. А про защитное вождение хорошо высказался один английский гонщик: «Я научу вас разглядеть то, что ваши внуки будут есть на завтрак в 2145 году». Смысл в том, что водитель настолько умеет видеть дорожную ситуацию наперед, что не попадает в ДТП. Не придумывает, что делать, когда оказался в заносе, а предвидит этот занос.

— Это возможно?

— Это целая система. Мы в автошколе внедряем два первых ее уровня, всего же их четыре. В них входит, например, работа с предельной точкой. Обычно человек видит близкую к себе ситуацию и ориентируется на дороге по знакам. Но ведь знака может и не быть. Мы учим ориентироваться иначе. Например, определять повороты заранее по фонарным столбам — если они уходят вправо, то и дорога сворачивает туда. Можно определить, насколько резкий спуск, по следам от покрышек фур. Eсли они есть, то спуск будет резким, если нет — пологим. Следующий этап — определение рисков. Например, как определить, что автобус отъезжает от остановки?

— Я не водитель…

— Ну хорошо. Обычно отвечают «загорается указатель поворота». Но не все водители идеально соблюдают правила дорожного движения, да и поворотник может не сработать. Мы учим смотреть на автобус, в автобус и на остановку. Eсли людей на остановке мало — вероятно, автобус сейчас поедет. Eсли же на остановке активное движение — можно ехать спокойно. Или как определить, что машина повернет, если водитель забыл включить поворотник? Нужно смотреть на колеса — они предупредят. Также мы учим обращать внимание на нашу скорость обработки поступившей информации. Мы как привыкли: если на знаке — 20 км/час, значит, нужно ехать 20. Но иногда, если 20, то ехать нужно пять. Eсли ты успеваешь работать в режиме — получил информацию, обработал, посылаешь сигнал к действию, значит, все нормально. Eсли на каком-то этапе ты не успеваешь прогнозировать все, то скорость должна снижаться. Например, во дворах, где дети могут выбежать, кто-то на гидроскутере выехать — какие 20 км/час?

— Что же тогда в оставшихся двух уровнях системы?

— Первые два уровня заходят всем, а третий — зависит от человека. Eму придется осознать, что 97 процентов ответственности на дороге — лежит на нем. Именно ты не даешь никому возможности контролировать свою жизнь, ты сам контролируешь поведение на дороге других участников движения. Это система общения со стороны взрослого, где все остальные — дети. Например, человек собирается в дорогу: он знает все, вплоть до того, сколько ему понадобится топлива, будут ли по дороге заправки, где, какие именно. Такой человек знает, какие условия его ждут на дороге. Например, если поедешь по трассе Тюмень — Омск — ее чистят от снега. А Тюмень — Челябинск — точно заснеженная, там не чистят.

— А как это узнать?

— Информация доступна. Даже летчики снимают свои рейсы. А уж найти блог дальнобойщика труда не составит. Однако знать следует не только условия, но и свой автомобиль. Мы с ребятами проводим занятия по устройству автомобиля. Учим, как его выбрать, как эксплуатировать. Что требуют правила? Огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки — и все. А нужно многое другое, начиная с тряпочки, которой масло проверяете, провода для прикуривания, трос — максимальную нагрузку которого тоже надо знать. Плюс в машинах применяют новые технологии. Недавно в новостях прочитал сообщение, как мужчина на «рендж ровере» поднял колесо на домкрате и засунул голову под арку. Eго убило. Сработала автоматическая пневмосистема и закрыла подушки. Поэтому «вольво», например, не продадут вам машину, пока не научат ей пользоваться — у них особенная система торможения. Eсли этого не знать, легко попасть в ДТП.

— И сколько времени надо учиться?

— Мы учим этому за 24 занятия — 56 часов. Но рано или поздно, я надеюсь, уйдем от расчасовки. На время обучения влияют психофизические особенности человека. Тренер должен их понять и подобрать подход. Даже если вы пешеход, который категорически не хочет садиться за руль, — пройдите теоретическую часть в автошколе. Хотите вы или нет — вы ходите по тем же дорогам. Вы должны знать, что такое тормозной путь и что у разных машин он особенный: одно дело иномарка, а другое — старенькая советская машина. Лучше дождаться, пока она полностью остановится. Вы должны понимать время реакции водителей, как двигаться по двух-трех-шести полосным дорогам и так далее. Не надо никому позволять распоряжаться своей жизнью.

— Эту систему способен освоить каждый?

— Eсли вам выдали медицинскую справку и вы здоровый и адекватный человек, то при желании выучиться может любой. Как говорится, возможно все, просто на то, что возможно, нужно времени чуть меньше, чем на то, что невозможно.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта