Супергерой Викторович выступает против запретов
Более 30 процентов семей в России — это матери-одиночки с детьми. Мужского воспитания не хватает… А чем оно отличается от женского? Можно ли понять по ребенку, что он растет в неполной семье? Об этих и других секретах общения с детьми мы говорим с Владимиром Хазовым, воспитателем, инструктором физической культуры детского сада N149.
Владимир признается, что был в педагогическом колледже на своем курсе единственным юношей, немного смущался от этого и первое время даже сомневался, правильно ли выбрал профессию. Но вот уже восьмой год он успешно работает воспитателем. В прошлом году Владимир занял второе место в городском конкурсе «Педагог года» в номинации «воспитатель года». Поворотным моментом, рассеявшим все сомнения, стала его первая практика в детском саду.
— Как сейчас помню этот день. Мне 18 лет. Мы играем на детской площадке, ребята у меня спрашивают: «А что вы вообще умеете?» Я им говорю: «Да я все умею! Вот хотя бы по заборам лазить». В общем, учил я детей лазить по заборам, пока меня не увидела заведующая и не отчитала, — смеется Владимир. — Зато для детей я моментально стал кумиром. Они меня называли «Викторович». Завидев меня, бежали навстречу и восторженно кричали «Здравствуйте, Викторович!» Так я и остался.
У Владимира множество секретов, как найти подход к детям. Например, дома он хранит коллекцию футболок с разными персонажами. Как появляется новый популярный мультик или фильм — покупает футболку с его героями и в ней приходит в садик. Дети от этого в полном восторге. С мальчишками Владимиру легче найти общий язык, девочки первое время стесняются. Но и тут у воспитателя есть секрет. Стоит ему одной девочке сказать: «Ой, какая у тебя красивая заколка! Ты как принцесса!» Как набегает уже целая толпа девчушек, хвастаясь, какие у них есть заколки, туфельки и другие вещи. Тут уж главное — каждой уделить внимание.
О женском воспитании Хазов отзывается с большим уважением, но считает, что от мужского оно все-таки отличается.
— Мне кажется, мы сами не боимся быть немного детьми. Я, например, иногда надеваю маску курочки, говорю детям: «Ко-ко-ко, пойдемте, мои цыплятки». Дети радуются, а вот другие воспитатели косятся, мол, что ты вытворяешь?
— А чувствуется, когда ребенок растет в неполной семье, где нет отца?
— Да. Eсли дома нет мужчины, мальчики тянутся ко мне в первую очередь. Бывает, что мы еще почти незнакомы, а они сразу же обнимаются или забираются на колени. Как бы ищут замену папе. Я говорю: «Так, подожди, на коленях мы не сидим, я со всеми здороваюсь за руку. Мы ведь друзья, так что давай кулак дружбы». Они сразу же в это включаются, главное, обозначить границы. А у девочек видно по взгляду, они так внимательно и удивленно смотрят. Что я делаю. Что я говорю. Наблюдают. Часто просят поиграть персонально с ними. Детям не хватает живого общения: им просто хочется поговорить, поиграть.
— Как вы относитесь к тому, что родители трясутся над детьми, все им запрещают?
— Я против запретов. Eсли ребенку говорить «не лазай, упадешь», то, скорее всего, у него появится страх. А еще он так и не научится лазить, руки останутся слабыми. Поэтому я их просто учу делать это в безопасных условиях и под наблюдением в спортивном зале. Бывает, что ребенок не хочет надевать спортивную форму. Тогда я не заставляю, а говорю детям, что мы с ними супергерои. Но у каждого героя должен быть костюм: «у Супермена — плащ, у Бэтмена — маска, а у тебя?» «А у меня нет», — расстраивается ребенок. Я тогда поправляю: «Как это нет? У тебя это белая футболка и черные шорты». Это работает безотказно, уже через пять минут ко мне бегут, радостно крича: «Я в костюме! Я супергерой!» Eще бесполезно детей заставлять что-то съесть. Бывают воспитатели, которые говорят: «Пока не съешь, из-за стола не встанешь!» Ну, ребенок и не встанет, заупрямится. Когда они у меня не хотели пить молоко, я с удовольствием выпил его сам, и показал им бицепс со словами: «Ого, а еще вчера его не было!» Потом просил их выпить и проверить, не выросли ли у них мускулы. Они по очереди подходили, показывали. А у девочек от молока волосы красивее становятся.
— Правда, что дети из-за гаджетов стали более замкнутыми?
— Им бывает трудно представить, что есть игры интереснее, чем в телефоне. Eсть такая тенденция: дети думают, будто все можно сохранить. Eсли что-то разбить, то будто бы можно отмотать назад и оно само восстановится. В 2012 году дети еще любили и умели играть в конструктор, были более ответственными и самостоятельными. А сейчас ребенок может сидеть спокойно и вдруг об стол со всей силы игрушкой ударить. Просто потому, что не знает, как с ней играть. Приходится учить. Eще дети разучиваются фантазировать и представлять. Игрушки в телефоне очень яркие, они развлекают мозг, не нужно самому ничего придумывать. И собирать что-то из деревянного однотонного конструктора детям просто неинтересно. Мы развиваем воображение. Я люблю сказки. Усаживаю ребенка с книжкой и прошу прочитать нам всем сказку. Он говорит: «Я не умею читать». Тогда я отвечаю: «Как это не умеешь? Вот, смотри на картинки и рассказывай, что там происходит» Первые раз пять дело идет с трудом. А потом они уже сами такие истории придумывают!
— А есть ли дискриминация в отношении мужчин в вашей сфере?
— На самом деле родители поначалу отнеслись настороженно. Я почувствовал напряжение. Но это быстро прошло. А в коллективе никакой дискриминации нет. Ко мне, наоборот, относятся тепло: «Володечка, Вовочка, Володенька». Однажды на меня что-то нашло, я строго так сказал: «Я не Володенька, а Владимир Викторович». В ответ мне прозвучало многозначительное: «О-о-о!» Eще год мне потом это вспоминали.
— Общаетесь со своими выпускниками?
— Да. Один мальчик сейчас учится в третьем классе. Сам нашел меня в социальных сетях, поздравляет с праздниками, иногда рассказывает о своих школьных успехах. Дети во дворе, если встречают, сразу ко мне бегут. Это приятно. Я расспрашиваю, как у них дела.
— А помогает ли педагогика в общении с взрослыми?
— Очень! Иногда нужно ведь не ребенка воспитывать, а родителя. Впрочем, я и сам не стесняюсь учиться у них. Например, если ребенок не может заснуть, я могу спросить у мамы, как она его укладывает. Вот уж кто точно знает подход. А вообще я очень люблю родителей, которые задают много вопросов. Которые неравнодушны.
— Какие у вас планы на будущее?
— У нас в садике заведующая — очень творческий человек. Мы принимаем участие в разных конкурсах, соревнованиях. Не так давно выиграли приз по детскому чирлидингу. Eще я планирую получить высшую категорию воспитателя. А если на дальнюю перспективу, то мне бы хотелось открыть свой детский центр. В садиках все-таки довольно неповоротливая система, много бюрократии. Добавить что-то новое в занятия, даже мелочи, — очень сложно. А дети меняются быстро и им быстро наскучивает делать одно и то же. Так что я бы хотел свой образовательный центр, где мы могли бы успевать шагать в ногу со временем.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Когда дети и воспитатель на одной волне;Владимир Хазов.