Коль взялся, делай по максимуму
Председатель тюменской городской Думы Eвгений Заболотный вчера отметил юбилей — 65 лет.
День рождения, который выпал на период самоизоляции, факт почти исторический. Возможно, такое больше не повторится. Да и не хотелось бы.
— Eвгений Борисович, вы когда-нибудь добровольно устраивали себе режим самоограничения?
— И не раз. Например, в питании. Это проходит через всю мою жизнь. В суровых условиях прошла у меня и служба в армии. После университета был призван рядовым в железнодорожные войска. Прошел путь до майора запаса. Служил в Красноярске, климат там и зимой очень влажный, что сказывается на восприятии температуры. Мороз пробирает до костей, даже если на улице всего минус двадцать. Обмундирование не очень спасало. В первый год подхватил воспаление легких. Новогоднюю ночь на 1 января 1973 года встречал в госпитале с температурой 40. И до сих пор помню шприцы с тупыми иглами, которые медицинские сестры кипятили, перед тем как в очередной раз поставить укол… Да и вообще жизнь — это сплошные ограничения. Человек всегда вынужден себя в чем-то ограничивать. Исполнение законов — федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых актов — тоже ведь ограничение. В этом тоже смысле сегодняшняя самоизоляция — определенные правила, рамки, в которых все должны находиться ради собственного благополучия, благополучия своих родных и близких, ради достижения общей цели. Спортсмены, например, полжизни проводят в таком режиме. Правда, и в этот период, как руководитель представительного органа власти, часто бываю на работе.
— Какими видами спорта вы занимались?
— В старших классах учился в музыкальной школе и ходил на волейбол. Хотя мне говорили, что это занятия несовместимые. Потом с одноклассниками записались в «Антей» к Eвгению Колтуну. Тогда этот вид спорта назывался культуризмом, теперь — бодибилдингом. Тягал железо не для рельефа мышц, скорее за компанию. Два года мы там прозанимались. Потом переключились на плавание, ходили в бассейн «Геолог», в те времена он был чуть ли не единственным доступным в городе. Спортивную форму поддерживал всегда, но настоящую спортивную закалку получил все-таки в армии. Мышцы мы там хорошо поднакачали, делая по несколько подходов на подъемы с переворотом. Кроссы бегали с полной выкладкой. В принципе, нагрузка мне давалась легко, но на службе никто и не спрашивает, легко тебе или тяжело. Командир сказал: «Рота подъем» — и вперед.
— У вас были спортивные кумиры?
— Кумиров, пожалуй, не было, но хорошие друзья из мира спорта были. С Володей Чебоксаровым, Валентином Тимофеевым дружили со студенческих лет. Со многими тюменскими спортсменами познакомился, когда работал директором департамента по спорту и молодежной политике. Общались довольно часто. В этих людях меня всегда поражало фантастическое упорство, самоотдача. Профессиональный спорт — изнуряющий каждодневный труд, но на трудности спортсмены обычно не жалуются, для них это нехарактерно.
— Азартный ли вы болельщик?
— В пределах разумного. Люблю игровые виды — футбол, волейбол, там хорошо видна командная борьба. А в каком напряжении держат матчи, в которых ставки на победу высоки! Наши бьются до последней секунды! Очень зрелищный вид спорта — биатлон. Особенно если смотреть гонки или эстафету не по телевизору, а вживую на стадионе, например, в «Жемчужине Сибири». Там ты не просто наблюдатель, ты почти участник, на себе ощущаешь весь накал борьбы.
— Вы были деканом историко-юридического факультета, проректором ТюмГУ, ректором академии культуры. Как относились к студентам — профессиональным спортсменам? Давали им поблажки?
— В то время профессиональных спортсменов в современном понимании этого слова не было. Все считались любителями, даже если получали зарплату (чисто символическую). Конечно, студентам, которые ежедневно ходили на тренировки, часто ездили на соревнования, времени на учебу не хватало. И неважно, какой это был вид спорта — волейбол, греко-римская борьба или спортивные танцы. Любой спорт требует максимального напряжения сил, не только физических, но и душевных, интеллектуальных. Но спортсмены в те времена поблажек себе не требовали. Всего добивались сами. Я тоже считаю, что коль взялся за дело — делай все по максимуму. Это касается и учебы, и спорта, да и жизни в целом. Достигать успеха надо самостоятельно. Без поблажек.
— Спорт — личное дело каждого?
— Заниматься физкультурой, делать или нет легкие утренние пробежки или гимнастику, просто наслаждаться ролью болельщика — конечно, дело личное. Но формировать потребность к занятию спортом, создавать для этого условия — дело общее, государственное.
— Как вы считаете, олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее» применим вне спорта?
— Девиз этот относится ко всем сферам жизни. Человек всегда стремится быть в чем-то лучше других. Это его естественное желание, оно характерно для многих, я тут не исключение.
— Eвгений Борисович, у вас юбилей, и вы в хорошей физической форме…
— Просто надо вести активный образ жизни во всем. Активная жизненная позиция, неравнодушие тоже требуют каждодневных тренировок. Все это вместе и дает результат.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: Евгений Заболотный.