Собаки просятся в упряжку
Без тренировок страдают не только люди
В питомнике Ольги и Михаила Фатеевых на Лесном пруду 60 собак. Большую часть времени они теперь вынуждены сидеть в клетках. И им трудно объяснить, почему так.
…Как только хозяйка приближается к вольерам, питомцы наперебой начинают жаловаться на тяжелую и несправедливую собачью жизнь. Особенно душераздирающе это получается у 14-летней Ники. Она в стае лидер. И, видимо, уверена, что уж ее-то точно поймут и услышат. Чтобы донести свои мысли до людей, Ника выводит такие рулады, что кажется, еще чуть-чуть и заговорит человеческим языком. Так доходчиво, подробно, с использованием разных интонаций капитан собачьей команды пытается объяснить, что ну не могут собаки больше сидеть взаперти, им бегать надо.
— Спортивные ездовые собаки, хаски и полученные на основе этой породы, способны преодолевать огромные расстояния, — рассказывает Ольга Фатеева. — Норвежские метисы специализируются на дистанциях до ста километров, а аляскинские хаски — на длинных, в день они могут пробегать двести и более километров. Например, во время гонки «Волга-квест» проходят три этапа по сто километров. С 2015 года на этих соревнованиях наши собаки всегда были либо призерами, либо победителями.
В ездовом спорте нужны и собаки-спринтеры, и стайеры, и те, кто эффективней работает в группе, и те, кто предпочитает сражаться на трассе в одиночку. Eсть хаски, у которых круче получается управляться с нартами зимой, и те, кто показывает максимальные результаты летом.
— Чтобы подготовить хорошую упряжку, надо минимум 20 собак, хотя выступает всего 12, — рассказывает Ольга. — При подготовке к соревновательному сезону отбираем самых умных, сильных, которые хорошо тянут и бегут, выкладываясь при любых условиях. Не все собаки выдерживают, когда объемы и нагрузки возрастают, некоторые не справляются, сходят с дистанции. Одно дело раз-другой выложиться, другое — длительный период работать в таком режиме. Таких спортивных собак надо беречь.
В их питомнике все начиналось почти 15 лет назад с четырех собак (среди них была и Ника). Михаил поехал в Москву и купил там щенков. Потом по интернету выписали еще двух — из Москвы и Волгограда. Первый год приучали их к себе, кормили, воспитывали, учили выполнять элементарные команды и только через год поставили в упряжку.
— Были новогодние праздники, детей мы отправили к бабушке, — вспоминает Ольга. — И муж мне сказал: давай я тебя на упряжке прокачу, посмотришь, как это здорово! Мы запрягли шесть собак. Был вечер. Светила луна. Вокруг стоял сказочный заснеженный лес. Такая красота. Просто восторг! Так все и началось.
На следующий год они съездили в Петрозаводск на семинар, который проводил Игорь Трач, чемпион мира по ездовому спорту. Учились технике управления нартами, изучали особенности поведения хаски.
— Спортивная собака не может лежать на диване, ей надо двигаться, — рассказывает Ольга. — Иначе начнутся проблемы, собаки направят энергию в другое русло — в драки, выяснения отношений, грызню. С этой проблемой часто сталкиваются те, кто домой берет хаски как игрушку. И потом звонят — заберите у нас собаку, она хорошая, но мы с ней не справляемся.
— Все наши собаки нам как родные, всех знаем по кличкам, знаем все пятнышки на шерсти, — поглаживая Нику, рассказывает Ольга. — Eсть у нас и начинающие, и шестикратные чемпионы — сестры Веста, Юнона, Афина. Все они сейчас тоскуют по движению.
***
фото: Ольга Фатеева у вольеров ;Собаки работают не за еду, но угощению всегда рады ;Скучно в клетке.