X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

В семье не без водорода

Водородомобиль — звучит непривычно, но это не такое уж далекое будущее.

Eсли в 2020 году с конвейеров по всему миру их сошло около 50 тысяч, то в ближайшие 10 лет планируется выпустить 15 миллионов. Хотя никто не утверждает, что этот вид топлива станет основным. Через три десятка лет, скорее всего, будут сосуществовать автомобили на дизеле, на бензине, на электричестве и на водороде. У каждого из видов топлива свои минусы и плюсы, с точки зрения эффективности, стоимости, комфорта, безопасности и загрязнения окружающей среды.

Эксперименты с водородом у автопроизводителей начались еще в прошлом веке. Не уклонился и «АвтоВАЗ», создавший в 2001 году, используя технологии военно-промышленного комплекса (проект назывался АНТЭЛ — автомобиль на топливных элементах), водородную «ниву», а потом и «десятку» с кузовом универсал. Правда, салон комфортным не получился: не все удалось спрятать под капот.

У зарубежных компаний модели были удачнее. В США спроектировали футуристичный Chevrolet Seque, в Германии выпустили экспериментальный Mercedes B-класса, затем — Audi A7 h-tron, Volkswagen Golf и Passat.

По сути водородомобиль похож на электромобиль. Для того, чтобы завестись, двигателю необходима химическая реакция с водородом. Выхлоп получается нулевым, не надо менять масло, свечи. Все бы хорошо, только водорода в чистом виде в природе практически не существует. Eго придется получать путем химической реакции. Например, из пропана или метана, но при этом выделяется вредный углекислый газ. Можно из бурого угля, но он легко воспламеняется, перевозить его опасно. Можно на пользу дела пустить водород, который как побочный продукт образуется в некоторых видах промышленности. Уже сейчас его производится столько, что хватило бы для заправки 250-750 тысяч автомобилей. Но технологии еще не доработаны.

Самыми экологичным способом получения зеленого водорода является производство путем электролиза воды. Вот только такой водород оказывается существенно дороже электричества. Чтобы водородный автомобиль мог проехать километр, ему необходимо потратить энергии в 2,5 раза больше, чем электромобилю. Eсть вариант получения и желтого водорода с помощью электричества, вырабатываемого АЭС.

Пока не очень понятно, как эксплуатировать водородные заправки. Водород, как известно, взрывоопасен. Eго хранение и применение требует повышенных мер безопасности.

У водородного двигателя пока есть проблемы и с холодным пуском. Испытания подтвердили, что он заводится только до минус шести градусов. Так что нерешенных проблем с водородомобилями еще много. Впрочем, так всегда бывает с новинками.

ФОТО hyundai-clubs.ru

***
фото: В прошлом году в России появилась первая заправка для автомобилей на водороде (но это не она).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта