Мастерство рассказывать о цифре
В 2018 году Минтруд утвердил стандарт профессии цифрового куратора.
Основная цель, как указано в документации, «консультирование по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни, содействие развитию цифровой грамотности различных групп населения». Вообще-то такие специалисты и до этого были, но теперь они обрели официальное название.
Максим Тишин свою профессию привык называть «тренер компьютерных курсов». Он работает в «РИО-центре», учреждении департамента информатизации Тюменской области.
Максим начал работать в 2011 году, еще в студенчестве. С компьютером он знаком с детства. Прошел курсы тренерства и начал преподавать. Днем ходил на пары в ТИУ, а вечером сам вел занятия. Сначала Тишин сам изучал методики ведения краткосрочных курсов. Учился правильно общаться с учениками. А по знаниям цифровых технологий он иногда был впереди самого преподавателя курсов.
— Самыми интересными для слушателей разделами обучения были работа в ворде и электронной почте, скайп, — говорит Максим, -но за последние десять лет многое поменялось: сейчас интересны мессенджеры, денежные переводы, оплата счетов.
— Вы учите людей обращаться с цифровыми технологиями и сервисами. Но ведь наверняка ваша профессия отличается от учителя информатики в школе?
— Профессии схожи. Большинство цифровых кураторов у нас по специальности именно преподаватели информатики. Но на наших курсах нужно подать информацию в доступной форме в минимальный промежуток времени. Преподаватель информатики в школе или университете рассказывает, что может пригодиться: устройство компьютера, характеристики его составляющих. У нас задача другая. Мы рассказываем то, что надо сейчас. К примеру, оплатить коммунальные услуги, передать показания счетчиков, быстро найти нужную информацию. При этом мы всегда должны давать новые стандарты, особенно пожилым людям, которые сами за ними часто не успевают.
— Значит, ваш ученик — это человек старшего поколения?
— Да. Я в основном занимаюсь курсами «Расширяя горизонты», и здесь у нас три ступени обучения -начальный, базовый и продвинутый. 90 процентов учеников -люди старше 50 лет.
— А остальные десять?
— Школьники и студенты. Они чаще всего проходят продвинутый курс — это государственные услуги в электронном виде, электронная коммерция. Вся самая важная и свежая информация за пять академических часов. Для сравнения: начальный курс длится 20 часов и средний — 12.
— Как успехи у взрослого поколения?
— Все индивидуально. Возраст на успехи не влияет. У меня проходил обучение человек, которому был 91 год. И информацию он усваивал получше некоторых пятидесятилетних. Eще важно то, чем человек занимался в жизни. Eсли он часто встречался с новой информацией, то курсы для него проходят легко. Eсли он работал в одной сфере и мало интересовался чем-то новым, ему будет тяжелее. У взрослого поколения, конечно, еще стоит вопрос здоровья. У некоторых зрение, у некоторых слух, руки трясутся. При обращении с мышкой нужно объяснить, как правильно ее держать, чтобы тремор минимально влиял на работу. На занятиях была ситуация, когда человек в принципе не мог держать мышку. Тогда мы использовали тачпад. Все эти решения нужно уметь находить в ходе занятия, адаптировать аудиторию.
— Eсли человек хочет стать цифровым куратором, какими качествами он должен обладать?
— Во-первых, нужно знать специфику, в которой он будет работать. К примеру, в детские курсы часто включают робототехнику. Eще нужно уметь доносить информацию до пользователя в простом виде. Ведь если все сразу рассказывать определениями и терминами, человек просто не захочет учиться у куратора. А побудить учиться тоже нужно уметь. Разница между теми, кто приходит учиться по собственному желанию и студентами в университете (там я тоже преподавал) — существенная. И разница восприятия тоже очень большая. К этому надо быть готовым. Eще очень важный момент — терпение. Люди бывают разные. Eсли на занятии говоришь: «ведите себя тише», — один воспримет это нормально, а другой начнет возмущаться. Нужно уметь правильно выходить из таких ситуаций. В групповых занятиях еще очень важно понимать уровень взаимопомощи -как соседи могут друг другу помогать. Я, например, сразу устанавливаю этот уровень: мышку и клавиатуру соседа трогать нельзя, а вот подсказать что-то в трудной ситуации можно.
— И как вы понимаете, что выполнили свою работу хорошо?
— В конце обучения у нас есть опросная и тестовая части. Опросная часть — это о качестве курсов: понравилось — не понравилось, полезно — бесполезно. Бывает, что ученик не очень хорошо сдает тест, но курсом доволен и хочет учиться дальше, хочет еще ходить на занятия. И это очень хорошо, потому что некоторые аспекты с первого раза не изучить. Eсли человек впервые сталкивается с компьютером, я иногда рекомендую повторить обучение на начальном курсе. И когда он приходит второй раз, чувствует разницу и заходит на базовую ступень легко. Кроме этого, очень приятно видеть, как через год после курса человек уже ведет свой блог в соцсети или пишет мне в вайбере: «Максим, спасибо большое!»
— Много ли в городе мест, где требуются цифровые кураторы?
— Цифровые кураторы, я думаю, нужны в большинстве организаций. Сегодня такое курирование включено в обязанности системного администратора. Но это неправильно. Он работает с компьютерами, налаживает их работу. А цифровой куратор работает с людьми. Он доносит до них, как эффективно пользоваться программным обеспечением и самим компьютером. Думаю, что цифровой куратор может быть задействован практически во всех отраслях и предприятиях. Ведь программы есть везде, даже на телефонах. Например, проходит перепись населения: переписчику тоже нужно уметь пользоваться специальной программой, и он проходит обучение у цифрового куратора.
— Как вам новое звучание профессии — «цифровой куратор», не коробит?
— Нет. В принципе, нормально. Eсли знаком с кураторской деятельностью и информационными технологиями, понимаешь, что имеется в виду. А вот название «тренер компьютерных курсов» поначалу вызывало дискомфорт. Раньше «тренер» и «компьютерные курсы» у меня в голове не умещались. Я до этого занимался гиревым спортом. И привык к тому, что если есть тренер, значит, должен быть какой-то спорт. Потом просто привык. Может быть, поэтому и решили использовать формулировку «цифровой куратор».
***
фото: Максим Тишин.