X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Развитие искусства идет волнами

Картины из запасников музея Словцова представлены на выставке «Шедевры художественной коллекции».

В экспозиции более 200 живописных работ, представляющих русское искусство XVIII — начала XX века, западноевропейское искусство XVI — начала XX веков и отечественное искусство XX века. Все картины размещены в обновленном после ремонта зале.

Пространство выстроено так, что посетители музея могут сами выбирать, что смотреть и в каком порядке. Как у каждого художника свой путь в искусстве, так и у зрителя есть выбор, откуда начинать осмотр: с русского искусства петровского времени, с авангарда советских времен или работ западноевропейских мастеров.

ИННА ГОРБУНОВА

Представленная коллекция русской классической живописи (более ста портретов) — одна из лучших в УрФО. Многие из этих картин хранились в запасниках и редко выставлялись. В этой «коллекции в коллекции» — подлинники Боровиковского, Венецианова, Айвазовского, Тропинина, Саврасова, Шишкина, Поленова, Репина, Кустодиева, Кандинского.

В фондах музея Словцова есть три работы позднего Айвазовского. Эти картины художник писал, когда ему было за 80 лет. Искусствоведы говорят, что копировать их очень сложно. Можно повторить сюжет, но невозможно — темперамент. У Айвазовского море живое, и это в копии не передать.

Интересны и картины Аполлона Мокрицкого, учителя Шишкина. Eго работы еще не экспонировались. Академические пейзажи в те времена не писали с натуры, они строились по принципу театральной постановки: передний план -рампа, средний — сцена, дальний -еле различимая декорация.

Одним из художников, изменивших русское изобразительное искусство XIX века, был Алексей Венецианов. Он в числе первых начал писать крестьян, хотя крестьяне получались у него идеализированными, похожими на античных героев. Свой вклад в развитие крестьянской темы внес и Василий Тропинин, который до 46 лет был крепостным художником. Он рискнул изображать людей не только в парадной, но и в домашней одежде, писать так называемые халатные портреты.

На выставке представлены и уникальные работы Шишкина (в этом году планируется показать и его знаменитый альбом офортов), и малоизвестные работы Поленова (которого считают пейзажистом, а сам он называл себя философом новой формации), и хорошо узнаваемые картины передвижников (Мясоедова), и прекрасные женские образы Репина, и «русские Венеры» Кустодиева (в запасниках музея хранится большая коллекция его графики и живописи). Интересно, что «Купальщицу» Кустодиев писал, когда уже не мог ходить, а кисточку приходилось привязывать к руке. Но картина получилась удивительно солнечная и теплая, в ней совсем не чувствуется боли, которую испытывал автор. Eго «Купальщицу» называют примером мужества художника.

В разделе абстрактного искусства отведено место одной из самых редких и знаменитых работ Василия Кандинского «Композиция». Но вместо картины на стене — только рама, внутри нее — белый квадрат с куар-кодом. Работа до 1 августа экспонируется в Италии на международной выставке «Василий Кандинский — от фигуративного к абстрактному искусству».

— Развитие искусства идет волнами. То оно теряет форму, то снова обретает. После авангарда, когда искусство пошло вразнос, дошло до черного квадрата, оно словно опомнилось, обернулось и вернулось к академизму, — говорит Ольга Аверина, эксперт музейного комплекса. — Тем интереснее наблюдать за этими переменами и трансформациями. Сейчас мы живем в промежуточный период, когда идет поиск новых форм в искусстве. И куда оно теперь повернется — остается только предполагать.

***
фото: Первую экскурсию по выставке ведет Ольга Аверина.;Первые зрители

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта