X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Как стать тем, кто не убивает

В Тюменском театре кукол состоялась премьера. Это первый большой спектакль, выпущенный при новом руководителе.

«Песнь леса. Song of the forest» режиссера Натальи Явныч во многом действительно музыкальный и хореографический спектакль. Так что «песня» в названии — не случайное слово. Начинается показ с предупреждения директора театра, что актерам пришлось выучиться играть на этнических музыкальных инструментах — и они «как-то» это сделали. В спектакле звучат австралийский диджериду, барабан, свистульки, джембе, пан-флейта.

Здесь Роман Явныч, директор театра, поскромничал: актеры с музыкальной задачей справились на отлично, погрузив зрителя с первых же минут спектакля в некий шаманский ритуал. В эти минуты весь зал стал частью этого большого леса и этой музыки природы.

О ценности жизни

— Не смотри туда, Бэмби. Там ворон съел мышь.

— Мама, а мы тоже когда-нибудь съедим мышь?

— Нет, Бэмби. Конечно, нет. Мы никого не убиваем.

Это приблизительный пересказ диалога одной из первых сцен спектакля. Это разговор между Бэмби -главным героем, и его матерью. В нем, в общем-то, скрыт главный посыл спектакля. Наталья Явныч рассказывает детям и взрослым о ценности жизни. И о том, что стоит быть тем, кто никогда никого не убивает.

Чтобы мы лучше это прочувствовали, режиссер сшивает нас с природой и персонажами очень крепкими стежками. Чтобы мы случайно не оторвались.

Куклы необычны. Головы оленей, повторяющие диснеевский дизайн мультика «Бэмби», надеты на руки артистов. Во второй руке актера палочка, которая как бы подразумевает ногу (в сумме с собственными ногами актера получается три). Конечно, это не делает их очень похожими на оленей. Зато сами артисты благодаря этому становятся значительно менее заметны на фоне кукол, так как буквально сливаются с ними.

А еще, доказано, сочувствовать мы умеем только тем, с кем способны себя отождествлять. Кажется, поэтому режиссер то и дело возвращает нас к тому, что все это условность, что перед нами не куклы, не животные, а кто-то очень похожий на нас.

И по этой причине охотник куда больше похож на профессионального военного. Одна сцена посвящена тому, как человек в камуфляже и балаклаве тренируется убивать из современного оружия. Делает перекаты, профессиональные приемы и целится в мишени. А сцена окружения оленьего стада похожа на сцену из боевика. Олени (люди?) под шум вращающихся лопастей вертолета отчаянно обсуждают, что им делать теперь, когда они окружены?

Оставаться на месте нельзя -перестреляют, а ведь с ними дети…

В сценах смерти режиссер использует изображение гроба и крестов. Так в огромное кладбище в один миг превращается мирная лесная чаща.

Все эти образы то и дело выдергивают нас из ощущения сказки в реальность, из истории про животных в историю про нас.

Кончается спектакль философски. В одной из последних сцен звучат слова: «Он хотел убить нас, но в итоге убил себя». Но, несмотря на все беды, которые принес в лес человек, его смерть — это тоже очень горестно.

Ведь каждая жизнь в этом сказочном лесу имеет одну природу, и каждая имеет равную ценность. Или, правильнее сказать, бесценна.

Серьезный и драматичный

Этот спектакль для театра кукол получился довольно необычным. В нем светлые краски сменяются темными. В нем поднимаются сложные вопросы, например, о смерти. И не только о смерти от оружия.

Во многом драматургический текст спектакля — это серьезная драматическая работа для актеров. Сцена о двух последних опадающих листьях осенью вообще полностью держится на артистах, куклы здесь практически не играют и никак их не прикрывают. Актеры с этой ответственностью справляются.

Впрочем, драматичность вовсе не значит что-то плохое. Многие творческие работы, рассчитанные на детей, так или иначе поднимают очень серьезные темы. Потому что дети живут в одном с нами мире, и ничто не обходит их стороной (хотя иногда так хотелось бы!).

Музыка леса, этот бесконечный шаманский обряд, проходит сквозь весь спектакль. То звучит отчаянный барабан, то поет флейта. А заканчивается песней о том, что все мы — часть единого мира.

И этот шаманский ритуал у Натальи Явныч получается довольно очистительным.

***
фото: Надежда Нестеренко и подружка Бэмби.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта