X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Звучание красок авангарда

В музейном комплексе имени Словцова в рамках национального проекта «Культура» открылась выставка «Русский авангард».

Представлены 35 произведений таких известных художников-авангардистов, как Петр Кончаловский, Ольга Розанова, Александр Самохвалов, Михаил Ле-Дантю, Николай Попов, Николай Роговин, Давид Бурлюк, Сергей Игумнов. Все эти работы из собрания Самарского областного художественного музея. По словам Аллы Шахматовой, директора самарского музея, эти экспонаты не раз бывали на зарубежных выставках и везде вызывали восхищение.

Eлена Майер, директор областного департамента культуры, назвала коллекцию жемчужиной авангардного искусства нашей страны. Она процитировала слова американской писательницы и поэтессы Майи Энджелоу: «Жизнь измеряется не количеством вздохов, а количеством моментов, от которых захватывает дух». От картин основоположников русского авангарда действительно захватывает дух. В них нет размеренности и логичности классических произведений. Здесь все парадокс, все -вызов. Об этом хочется спорить. Даже если смотришь молча. Но твой внутренний диалог с художником все равно продолжается.

— Русский авангард — совершенно отдельная история, — считает Александр Новик, секретарь всероссийской общественной организации «Союз художников России» по УрФО. — В начале XX века русское искусство оказывало существенное влияние на мировое и европейское. У таких мастеров, как Казимир Малевич или Василий Кандинский, художники многих стран брали идеи. Но потом авангард как бунтарское направление на долгие годы у нас запрятали в подвал. В 80-х годах, когда я работал на творческой даче имени Репина в Вышнем Волочке, узнал об открытии в Москве выставки «Москва — Париж». Это была уникальная возможность увидеть вживую работы великих авангардистов — Павла Филонова, Малевича, Кандинского. На этой выставке работы русских художников экспонировались вместе с французами того же периода. И наши выглядели намного мощнее. Для меня авангард — это свобода владения светом и линией. Цветовое пятно здесь становится самоценностью. Не срисованное, не списанное с реальности, а созданное художником. Он строит пространство за счет столкновения теплого и холодного, жесткого и мягкого. Столкновение противоположностей рождает необычное звучание и действует на зрителя очень сильно. Авангард — великое искусство. Абстрактное действует порой сильнее реалистического и изобразительного. Всегда интересно вызвать зрителя на диалог, даже в чем-то на дуэль. Когда на картине все правильно, зрителю скучно. А когда есть недосказанность, интрига, конфликт, тогда есть сотворчество.

Тюменский поэт и художник Олег Федоров воспринимает русский авангард как «поэзию формы». Русский авангард для него представляет определенный срез времени, когда художественный и поэтический язык были тесно связаны между собой.

— Когда я был школьником, когда практически никто из нас еще не слышал о Малевиче, мне попался в руки огромный фолиант на немецком языке о супрематизме, -вспоминает Федоров. — Увиденное стало для меня шоком и, конечно, оказало влияние и на мое творчество. Хотя влияние не прямолинейное, не однозначное. Русское искусство всегда отличалось тем, что, даже заимствуя некую форму, вкладывало в нее особый дух и содержание. Поэтому наш авангард принципиально отличается от того, что делали в Eвропе. Многие художественные приемы, найденные тогда, до сих пор сохраняют свою свежесть и парадоксальность. Конечно, то, что когда-то считалось революционным, стало классикой, но оно нисколько не устарело и до сих пор актуально.

Сравнить ощущения художников со своими ощущениями и впечатлениями от работ русских авангардистов можно до 7 мая.

***
фото: Маргарита Кожевникова, главный хранитель музейных предметов Самарского художественного музея рассказывает об авангардных картинах посетителям выставки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта