To strive, to seek, to find and not to yield
Вениамин Каверин «Два капитана». Москва. Издательство «Машиностроение», 1978.
Заголовок большинству читателей и автору в их числе (в русском переводе -бороться, искать, найти и не сдаваться) стал известен из романа Вениамина Каверина.
Роман воспринимался и воспринимается как приключенческий и романтический. Но в этом жанре он стоит особняком в творчестве самого Каверина. Герои других его книг — не мореплаватели и не летчики. Это люди неромантических профессий, а ученые, писатели, художники. Они же оказались героями его последней книги «Эпилог», написанной Кавериным в 1988 году, изданной почему-то на французском и только после переведенной на русский.
«Увлекательнейшее занятие», -сказал о чтении патрон нашего клуба корнет Плетнев. К «Двум капитанам» эти слова относятся в полной мере. Тут и трогательная история осиротевшего ребенка (сколько таких в мировой литературе!). И военные подвиги. И романтические истории. И поиск потерянной экспедиции. И глубоко запрятанная семейная тайна, скелет в шкафу. Чтобы раскрыть эту тайну, бывший мальчик-сирота, а ныне полярный летчик, покоряет высокие широты и находит-таки последнюю стоянку отважного капитана Татаринова и сохранившиеся страницы его дневника.
Библиотекари говорят, что книгу Каверина читают и сейчас. Но, что не менее важно, к ней обращаются и историки. Так историк культуры Мария Майофис написала своеобразное исследование «Как читать «Двух капитанов»».
Автор как бы препарирует любимую многими (и не забытую, надеюсь) книжку и, как биолог, помещает срезы под микроскоп. И обнаруживает, как это нередко бывает, что в каверинском тексте не только умещается сразу чуть не десяток вполне самостоятельных сюжетов, но и отдельных литературных направлений. Ну, приключенческий роман, как пружина всего повествования: пропал — искали -нашли. Затем, как она это называет, «советский исторический роман о прошлом (роман с ключом). Военная мелодрама — расставшиеся на войне любящие сердца, пройдя неимоверные испытания (тут сбитый самолет Сани Григорьева и едва не умирающая от голода в блокаде Ленинграда Катя Татаринова). А работа полярного летчика — чем не производственный роман?
Мне думается, что писатель Каверин в 1934 году принимал участие в проекте газеты «Правда». В Москве на Ярославском вокзале прибывшим в столицу челюскинцам и их спасителям вручали только что отпечатанную книгу, посвященную этой эпопее. В книге в воспоминаниях Героя Советского Союза Николая Каманина я нашел дословный фрагмент, который присутствует и в полярных полетах Сани Григорьева. Как он пурговал, как прятался с головой в малицу, как, чтобы не заснуть, читал, подсвечивая себе фонариком с «динамкой»… Возможно, Каверин был в бригаде писателей, что ехали в Москву вместе с челюскинцами и записывали их рассказы, передавая текст в издательство по телеграфу.
Историк культуры выделяет в каверинском тексте еще и «роман воспитания», который красной нитью проходит через всю эту неисчерпаемую книгу.
***
фото: