X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Ялуторовск учит уроки

Святому Франциску Ассизскому приписывают цитату «Каждый святой сумеет сотворить чудо, но не каждый сможет прилично управлять гостиницей». Возможно, потому что в гостиничном бизнесе недостаточно умения творить чудеса, нужно еще и подобрать команду чудотворцев.

О развитии сельского туризма тюменским и местным предпринимателям рассказывали на прошлой неделе в Ялуторовске в рамках проекта «Открываем область заново». Ольга Пасько, доктор технических наук, основатель и президент ассоциации пищевой безопасности, приехала в Ялуторовск из Москвы. Она была главным рассказчиком дня и начала с этой цитаты. По мнению Ольги, для развития туризма в городе очень важны консолидация и взаимодействие. Турист должен буквально из рук одного работника сферы попадать в руки к другому. Постараться нужно во всем — начиная от трансфера и заканчивая уборкой.

Ольга уверена, что в туристическом бизнесе не должно быть конкурентов, а только товарищи, с которыми вы обмениваетесь опытом и делите ниши. Логика такая: самое главное для всех и каждого — сделать так, чтобы у туриста осталось замечательное впечатление о городе и он захотел в него вернуться. А значит, приедут и его друзья, которые услышат его теплые отзывы. И чем больше в городе туристов, тем больше у вас потенциальных клиентов. Так что помогать друг другу — это единственный способ обеспечить туристическую привлекательность.

Скажем, в Ялуторовске много хорошего: прекрасные исторические музеи, дружелюбный сервис, горожане активно реагируют на просьбы о помощи, сам город компактный и уютный, почти без машин, есть здесь свои традиции и ивенты (например, город известен блинным фестивалем).

Но если вы предпочитаете для путешествий общественный транспорт, то до Ялуторовска поедете на не самом комфортном автобусе без кондиционера. Это довольно сильно портит впечатление еще на старте, хотя, казалось бы, как связаны музей, ресторан или гостиница и общественный транспорт? Но все это влияет на состояние туриста, а значит, на благосостояние индустрии. Таким образом, чем лучше работает, разбирается в своем деле и развивается ваш соратник по туристическому бизнесу, тем лучше для вас всех.

Не одни в этом поле

От бытовых трудностей и жалоб на тяготы дороги меня отвлекает постамент. В городе туриста, приехавшего на автобусе, встречает памятник декабристам, оказавшихся в Ялуторовске в ссылке. Бюсты героев декабрьского восстания 1825 года установлены полукругом, а в центре на пьедестале -руки, тянущиеся вверх и обхватывающие меч. Композицию венчает надпись: «К мечте рванулись наши руки, — и лишь оковы обрели».

Декабристы сделали многое для Ялуторовска. Благодаря им появилась первая в Сибири школа для девочек. Здание школы было скромным, зато крестьянские девочки могли освоить науки и, что особенно значимо, языки. Для них это было возможностью стать гувернанткой — получить билет в лучшую жизнь.

Мальчиков учили грамоте тоже декабристы. Точнее, Иван Якушкин: он был не только инициатором обучения детей, но и сам преподавал. А Андрей Янтальцев завел в Ялуторовске врачебную практику, крестьяне выстраивались у его дома в очередь, и он, единственный грамотный врач в поселении, даже не брал денег за прием. Это лишь малая часть того, что эти, чаще всего знатные, люди сделали для места своей ссылки.

А вот место ответило им благодарностью далеко не сразу… В доме-музее Ивана Якушкина сохранилась даже оригинальная мебель. Вход украшает записка, оставленная им в тайнике между досками пола. Он написал письмо «археологам будущего» об истории этого дома, о том, кто и как его строил. Будто подозревал: пусть сейчас декабристов пытаются вычеркнуть из истории страны, назвав преступниками, когда-то все изменится, и их история заинтересует сограждан. Так и оказалось. Через сто лет записка нашла своих адресатов.

В музее подробно рассказывают о декабристах и их исторической эпохе, а еще о том, как порой неблагодарно реагировали на ссыльных (а тогда их называли не иначе как государственными преступниками) местные жители.

На них писали многочисленные доносы, их постоянно проверяла и обыскивала полиция, более того, местные грабили декабристов, случались и убийства. От одного такого трагического случая Василия (Вильгельма-Сигизмунда) Карловича Тизенгаузена спасла дурная слава. Василий Карлович -немец по происхождению и лютеранин — не имел в доме икон. Зато с помощью своих родственников ему удалось привезти в Ялуторовск статуи античных богов. И когда в доме начался пожар, он приказал в первую очередь вынести не иконы, а свои статуи. Более того, сам Тизенгаузен на руках вынес из огня статую Нептуна. Тогда-то местные и пустили слух, что служит Василий Карлович чертям и статуи нужны ему для поклонения… Это убеждение, впрочем, не мешало местным жителям принимать помощь Тизенгаузена.

Так вот, когда в его дом забрались воры, Вильгельм-Сигизмунд не испугался, а решил пошутить над грабителями и сказал: «Господа, ну зачем же вы залезли в дом тайно? Eсли вам любопытно, я бы и сам вам здесь все показал». Услышав голос «служителя чертей» и «чернокнижника», бандиты, вместо того чтобы напасть, побросали все награбленное и поспешили унести ноги. Никому не хотелось проверять, на что способен Нептун и его служитель в гневе.

Доносы, лишения, недоброжелательность местных жителей и собственного государства декабристы переживали вместе, и это во многом спасало их от того, чтобы опустить руки. Хоть им не удалось реализовать мечты, они продолжали служить людям и верить в свои идеи, точно зная, что они не одиноки.

Парадоксально, но больше всего не повезло тем, кто не попал сначала на каторгу, а получил послабление и сразу отправился в сибирскую ссылку.

Ирина Ильина

Какого-либо изображения Василия Ивановича Враницкого, полковника Российской империи, не сохранилось. Ялуторовские художники рисовали по письменным описаниям, и сейчас его немного печальный портрет висит в доме Якушкина. Василий Иванович приехал в поселение один, под охраной. Местные сторонились его, сам он родом из небогатой семьи, а какого-либо обеспечения от государства не получал. Он чувствовал вину перед родителями, ведь они обеспечили ему достойное образование. Он был их главной надеждой и старался оправдывать ее, героически проявляя себя на поле боя. Теперь же по приговору он всю жизнь должен был провести в сибирской глуши, в одиночестве, без возможности помогать семье. Отказано ему было даже в общении или возможности написать письмо. Эта изоляция и обреченность свели Василия Враницкого с ума. Он впал в глубокую депрессию, отказывался есть и очень быстро умер. Он не дождался, когда в Ялуторовске окажутся его единомышленники, не дождался и отмены закона, по которому хоронили декабристов в неизвестных могилах за пределами кладбища. Из-за этого до сих пор не установлено, где именно он был похоронен. Хотя сами декабристы пытались выяснить.

Теперь в память о Василии Враницком в Ялуторовске стоит небольшой памятник. Это ангел, который чуть оборачивается.

…Небольшое путешествие в небольшой город оставит массу впечатлений. Обязательно стоит посетить деревянный острог, где воспроизводится старый быт русской деревни. Изучить историю купечества в торговых рядах. Заглянуть в музей природы. Немало интересного здесь найдут увлеченные историей Великой Отечественной войны. Но главный урок, который точно можно вынести из Ялуторовска, — как важно работать сообща и помнить, что ты не один.

***
фото: Вид на Сретенский собор из острога;Центр мемориальной композиции на площади Декабристов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта