X

  • 01 Март
  • 2024 года
  • № 22
  • 5521

Заметки на полях непрочитанного романа

Умберто Эко. Имя розы. Corpus, 2011.

— Неужели никто не прочитал роман? — раздосадованно спросила преподаватель зарубежной литературы. -Что ж, давайте тогда обсудим, кто такой читатель и как вы вообще читаете?..

Такое начало неудавшегося семинара для нас, третьекурсников-филологов, было как удар под дых. Так, чтобы вообще никто не осилил книгу к занятию, — произошло в первый и единственный раз. А я ведь честно — и очень самоуверенно — пытался прочитать роман (или, как называл любое произведение Умберто Эко, «машину-генератор интерпретаций») в последнюю ночь перед занятием, заливая в себя кофе. Обычно это работало, но не в этот раз — уснул я где-то на середине увесистой книги.

Впрочем, не одно поколение читателей, которых автор, великий итальянский писатель и ученый, мог назвать наивными (сугубо в теоретических терминах), сломали о него зубы. Добрые сто страниц, часть «День первый» в начале романа, посвящены описанию архитектуры и распорядка жизни в бенедиктинском монастыре (конечно, со множеством сносок), куда прибывают главные герои — монахи

Вильгельм Баскервильский и его спутник Адсон Мелькский, чтобы расследовать загадочное убийство. В «Заметках на полях», сопровождающих многие издания «Имени розы», Эко пишет, что категорически отказался от предложения друзей сократить эту часть: «Потому, что был убежден, что тот, кто собирается поселиться в монастыре и прожить в нем семь дней, должен сперва войти в его ритм. Eсли это ему не под силу — значит, ему не под силу прочитать мою книгу. Такова очистительная, испытательная функция первой сотни страниц. А кому не нравится -тем хуже для него, значит, на гору ему не влезть».

Так, сложность текста требует от нас определенной усидчивости и борьбы со своим незнанием. Зато, войдя в этот мир, покидать его уже совсем не хочется. Умберто Эко предлагает читателям, принявшим правила литературной игры, не только понаблюдать за церковными распрями, расследованием серии убийств, но и ставит перед нами важные вопросы о том, кто такой читатель и что такое читать. Должно ли знание быть доступно всем? Имеем ли мы мужество умереть за то, чтобы это было так?

…В общем, обсуждение романа преподаватель перенесла на следующий семинар. Устыдившись, я, конечно, его прочитал, но благополучно заболел и пропустил пару. Хотя те изначальные «заметки на полях непрочитанного романа» в каком-то смысле тоже вольная интерпретация «Имени розы».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта