X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Поглощение культуры

Нингрум Путри Секар — а для друзей просто Сеса приехала в Тюмень из индонезийского города Джамби ради науки.

Сначала Сеса училась во Владивостоке, а не так давно поступила в Школу перспективных исследований в Тюмени, где занимается изучением последствий гастроколониализма, то есть влияния принудительных изменений в традиционном рационе на здоровье, культуру и уклад жизни представителей коренного населения Индонезии.

Исследовательская работа Сесы находится на стыке антропологии, культурологии, социологии еды и медицины, поэтому она сотрудничает с большой командой ученых из разных стран. Тематика ее исследования может показаться весьма экзотичной, но от этого не менее интересной:

— В Индонезии правительство пытается заменить саго (основной продукт в традиционной кухне коренных жителей провинции Папуа) на рис в рамках государственной программы продовольственной безопасности. Коренными жителями это воспринимается как навязывание яванской (рисовой) культуры, к которой они никогда не принадлежали.

Как объясняет Сеса, вынужденный переход на употребление риса, а также превращение пальмовых рощ в рисовые поля, за которыми в отличие от саговых пальм нужен постоянный коллективный уход, сильно сказывается на самочувствии и повседневных практиках местного населения. Закономерно, что коренные жители Папуа пытаются сохранить свой уклад и отказываются от «рисовой программы». Сеса уверена: если кто-то способен контролировать твой рацион, то он сможет контролировать твою жизнь и здоровье, а в конечном итоге и культурное наследие твоего сообщества.

— Я отношу себя к привилегированному этническому большинству Индонезии, но при этом я не могу не видеть, как несправедливо государство обходится с наследием и традициями этнических меньшинств коренного населения страны. Именно поэтому я решила направить свои ресурсы и возможности в полезное русло, стремясь изменить ситуацию с гастроколониализмом благодаря моему научному исследованию, которое я начала в Индонезии и продолжаю в России.

Развивая беседу о важности пищевых традиций, Сеса вспоминает, что логистические и культурные связи Владивостока с Восточной Азией и азиатской кухней помогли ей адаптироваться после приезда в Россию:

— Владивосток в большей степени напоминал мне о родной стране, ведь там много локальных азиатских сообществ — китайских, корейских, вьетнамских, тайских. Я могла прийти, например, на китайский рынок и найти все необходимые продукты и много блюд азиатской кухни, которых мне так не хватает после приезда в Россию.

В Тюмени же, по мнению Сесы, совсем нет «духа Азии», поэтому отыскать привычные для нее продукты весьма трудно; зато здесь она впервые попробовала сало, квас, самогон и укроп. Кроме того, наш город поразил ее развитой инфраструктурой, а также сочетанием исторической и современной архитектуры. Несмотря на гастрономические трудности, Сеса считает Тюмень одним из лучших городов, в которых она бывала.

На вопрос о том, похожи ли чем-то русская и индонезийская кухни, Сеса отвечает, что пересечений между ними практически нет:

— В Индонезии мы используем очень много специй и приправ -чили, кориандр, корицу. А в русской кухне все достаточно просто, чаще всего только соль и перец. В России большая часть рецептов основывается на молочных продуктах, не только десерты. В Индонезии мы часто используем субпродукты, они считаются деликатесом. В России предпочитают употреблять только мясо.

Но самое главное отличие между двумя кухнями, по мнению Сесы, — это способ подачи и приема пищи. В России принято есть блюда последовательно — суп, горячее, напиток — особо ничего не смешивая между собой. В Индонезии все наоборот — каждая трапеза состоит из множества блюд, которые едят одновременно, смешивая все в своей тарелке и приправляя специями. И кроме того, принято есть руками.

Сеса полагает, что все эти гастрономические различия иллюстрируют наши культурные особенности -россияне более сдержанны, просты в общении и в повседневной жизни. Сеса также отмечает, что традиционная кухня и специфика употребления пищи могут многое сказать о народе и его культуре, именно поэтому важно способствовать их сохранению и развитию.

***
фото: Нингрум Путри Секар.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта