X

  • 16 Апрель
  • 2024 года
  • № 40
  • 5539

Солдаты Сталинграда

Продолжение. Начало в № 131.

Трагическая судьба погибшей в большой излучине реки Дон 229-й стрелковой дивизии словно блокировала саму память о ней. Те, кому удалось пробиться из окружения, воевать и вернуться, порой сами избегали рассказов о тяжелых событиях июля и августа 1942 года — первой части сталинградской эпопеи. Сохраняя память об этих событиях в глубине души. А когда мы наконец принялись их разыскивать, в живых уже остались единицы. Как сказала однажды Алла Позюмская, главный редактор газеты «Ишимская правда», «мы опоздали на двадцать лет».

Даже в наградных листах, посвященных подвигам, совершенным на пути к Берлину, сталинградские бои и правда о них тонули в общих словах типа «участвовал на фронтах Сталинградском, Донском, Воронежском и других…» Допускаю, что на бывших окруженцев нередко смотрели сквозь печально известный текст приказа № 227… И не всегда вносили их в списки награжденных медалью «За оборону Сталинграда». Ведь на этот знак отличия составлялись не наградные листы, а только списки. В одном из таких списков, составленном в сызранском танковом училище, мы нашли Ивана Субботина, призванного в 229-ю сд Викуловским райвоенкоматом (о Субботине я еще должен буду рассказать).

В архиве материалов для книги «Запрещенные солдаты» есть подобная история. Уже после войны бывший окруженец или пленный, воевавший под Сталинградом, обратился по инстанции с вопросом о сталинградской медали. А ему ответили: в плену был — не положено.

Но были и исключения. Как видим, на «Отвагу» и «Славу» это не распространялось. И на «Красное знамя» тоже.

А сама 229-я стрелковая дивизия словно растворилась в сотнях имен, десятках соединений и частей, в наградных листах, что стали доступны уже в последнее время. И в документах, где мы нашли несколько сотен медалей «За отвагу», десятки орденов Красной звезды, «Славы» и даже несколько орденов Красного знамени.

Eсли бы 9 Мая бывшие солдаты нашей 229-й вышли на центральную площадь, они украсили бы собой любую колонну. Судите сами. Медалей «За боевые заслуги» — 88, орденов Славы 2-й и 3-й степеней — 55, орденов Красной звезды — 88, орденов Красного знамени — 5, медалей «За отвагу» — 214. И еще ордена Отечественной войны, фронтовые и юбилейные (я цитирую книгу «Кавалеры славы и отваги»).

Но вернемся к нашим сталинградцам, чье боевое прошлое на берегах Волги запечатлено в документах военного времени.

Иван Борисович Гусаков, старший сержант, санинструктор 27-й сд, Донской фронт. «… в период боев находился на передовой и оказывал помощь раненым. 12 января 1943 года т. Гусаков был ранен, но поля боя не покинул и продолжал выносить бойцов и командиров и оказывать им помощь…» Уроженец Маслянского района, награжден орденом Красной звезды.

Гвардии сержант, командир расчета боевой машины гвардейских минометов («катюша»), Чудаев Василий Иванович. 8-я гвардейская минометная бригада. Сталинградский, Донской, Центральный и Белорусский фронты. Дважды ранен под Сталинградом. За берлинские бои награжден медалями «За боевые заслуги» и «За взятие Берлина». Призван из Голышмановского района.

Служили два товарища…

Сергей Доронин и Иван Петриченко призваны Аромашевским РВК, и поначалу армейская жизнь и судьба их не слишком разводила. Eсли согласиться, что день сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, то послужные списки этих ребят позволяют нам считать, что оба оказались в артиллерийских подразделениях. Либо в 647 артполку, либо в истребительно-противотанковом дивизионе все той же 229-й сд. Но тяжелые бои в излучине Дона все перемешали и надолго разлучили земляков. Доронин был дважды — в ноябре и январе — ранен, а после госпиталя оказался в запасном полку 5-й гвардейской армии, которая пополнялась после завершения операции «Кольцо». Вскоре мы уже видим его в рядах прославившейся в боях на Мамаевом кургане 13-й гвардейской «родимцевской» дивизии. В батарее ПТО. Так в артиллерии и воюет дальше, уже — ст. сержант, командир орудия. В январе сорок пятого года, освобождая Польшу, «его расчет уничтожил две пулеметных точки противника и содействовал успеху общего наступления». Награжден орденом Славы 3 степени.

…Вышедшего из окружения Ивана Петриченко в ту осень сорок второго тотчас зачислили в 60-ю мех-бригаду, что пополнялась в Саратове, и возвратили на Сталинградский фронт. 19 ноября она была введена в прорыв на окружение группировки Паулюса. Иван был связным. И мы нашли его имя в списке награжденных медалью «За оборону Сталинграда». Раненый несколько раз, Иван Петриченко после госпиталя оказывался в другой воинской части. Вот он на Ленинградском фронте, вот освобождает Прибалтику… Командир расчета 120-миллиметровых минометов, он награжден медалью «За отвагу» (октябрь 1944-го), а в марте 1945-го получил вторую. «За то, что вовремя доставлял минометы и боеприпасы (он уже шофер батареи) на огневые позиции».

Eсли предположить, что они встретились после войны уже в Аромашево, то им было что вспомнить и о чем поговорить.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта