X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

От скуки убивают

«А вам баба для смеха?» -вопрошает главная героиня Катерина в начале «Катерины Измайловой». 19 апреля в драматическом театре показали спектакль пермского академического «Театра-театра» — «Катерина Измайлова» Бориса Мильграма по очерку Николая Лескова «Леди Макбет Мцеского уезда».

В Тюмени с «Театром-театром» знакомы. Мы видели, например, их мюзикл «Карлик Нос», где, помимо актеров, играл гусь Григорий.

Вернемся к нашим свинье и борову, именно такими эпитетами хор награждает Катерину и Сергея. Шекспировские страсти не имеют географической привязки -Катерина изнывает от скуки и в первый раз влюбляется (муж не в счет). С этой любви начинаются беды — Катерина убивает мужа, свекра и племянника. А затем и ту, которую возлюбленный смеет полюбить на каторжном пути…

Режиссеру было важно использовать древнегреческую трагедию как основу, поэтому на сцене органично действует хор (актеры массовки в одинаковых костюмах).

Спектакль решен в контрастных цветах — ярко-белый, красный, черный. Иногда на картинку работают даже тени, а в некоторых сценах очень эффектно использованы куклы, например, для изображения насилия, насмешки над женщиной огромную куклу буквально разрывают на части. Героиня как бы развоплощается: вот она, женщина, и вот ее тело.

Сценография Семена Пастуха (двукратный номинант национальной театральной премии «Золотая маска») потрясает. Семен берется за дело просто, решает пространство очень общо, гротескно и выразительно. Так появляются какие-то черви-трубы, изображающие узников. Это и выражает механистичность их жизни, и выглядит очень современно.

Режиссер вдохновлялся постановкой оперы Шостаковича в Нидерландской национальной опере. Eсть ощущение, что и «Гроза» Андрея Могучего с фольклорными песнями, простотой и красным цветом оставила какой-то след на спектакле. Кстати, если провести параллель, что-то общее есть в этих героинях, и, конечно, Катерина (опять же Катя) из «Грозы» тоже рвущаяся душа.

Музыку к спектаклю написал Дмитрий Курляндский.

Оркестр, пожалуй, лишний в этом невероятном тандеме сценографии и театрального искусства, но он появляется, чтобы добавить яркости моменту. Как воплощение бога из машины. Хотя немного искусственное включение оркестра кажется больше похожим на аттракцион.

Катерина (Анна Сырчикова) -редкая героиня, в трактовке пермяков она отличается от привычного понимания страсти как таковой. Поначалу даже кажется, что актриса словно отлынивает и не играет вовсе. Хотя в особо напряженные моменты понимаешь, что хотел сказать режиссер, выбрав именно такую спокойную-преспокойную, отсутствующую женщину. Белая, ледяная? Такой может быть страсть? Когда Катерина в конце, обезумев от горя, произносит свой монолог про озеро, которое где-то есть, страшное, полное греха, ты понимаешь, что она и есть воплощение этой спокойной воды без зыби, которую нельзя даже тронуть, иначе там такие черти поднимутся со дна. Они и поднялись. И она, наконец, засмеялась. Eдинственное, что ее рассмешило в ее скучной жизни, это осознание полного падения.

Очень впечатлил и муж Катерины (Иван Вильхов). Характерный, непростой, вспоминается актер Рэйф Файнс с его жутко-страшным беспомощным горбуном Ричардом.

Спектакль публика встретила горячо. Нина Шуплецова, пенсионерка, завсегдатай театра, хорошо оценила спектакль: «Понравился. Артисты хорошо играют, поют. Я консерватор, предпочитаю более классический стиль, но мне показалось и это интересным — оригинальный театральный прием, я такого еще не видела».

Предложу свою трактовку. Скорее, мы становимся свидетелями нового жанра — или все-таки наблюдаем все тот же театр фигур, современный кукольный театр, в котором актеры отходят от традиционного драматического канона, заданного Михаилом Чеховым, Константином Станиславским, а становятся больше масками. Это синтетический театр, в котором музыка, сценография, актеры существуют на равных.

***
фото: Сцена из спектакля.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта