Богатыри против супергероев?
Русский архаичный былинный герой похож на супермена или нет? Импортозамещение в области культуры возможно? Об этом мы говорили с Натальей Рогачевой, доктором филологических наук, профессором кафедры русской и зарубежной литературы Тюменского государственного университета.
— Тут две стороны медали, — считает Наталья Александровна. — Когда вышла серия мультипликационных фильмов о трех богатырях, наших героев стали знать многие, дети точно по имени отличают. Другое дело, что фольклористы долго спорили: можно ли показывать богатырей в комической форме? Потому что герои эпоса — наше все -начало любой национальной истории. Народы, у которых есть эпос, чувствуют свою историческую почву, историческое достоинство, а если у народа своего эпоса нет, то это народ как бы ущербный, периферийный. Русский эпос внушает чувство исторической уверенности, основательности. Сам эпос малокомичен, и когда мультфильм придает ему юмористическое начало, то вроде как обижает саму историю, но, наверное, так размышлять неправильно, потому что герои эпоса от современного ребенка (да и взрослого) бесконечно далеки. Ничего плохого в мультфильме нет, он представляет былинных героев как супергероев: сильных, хитрых где надо, умных…
— В эпосе заложен элемент насилия, жестокости. Стоит ли рассказывать о нем детям?
— Былины проходят в школе. Там и битвы, и богатырь, «которому в бою смерти не дано», и враги… Очень трудно понять, почему былинные герои поступают так, а не иначе. Ну, например, Илья Муромец убивает Соловья-разбойника и все племя соловьиное, то есть его детей. Разве так можно? На самом деле в логике эпоса только так и можно. Другого варианта нет, врага надо уничтожать со всем потомством. У нас другая мораль и другие ценности, но из песни слова не выкинешь, и если это убрать, то былина как былина не имеет никакого смысла. Детям нужно объяснить, что таково начало истории, когда все чужое должно быть преодолено во имя того, чтобы родина могла выжить. А чужое, оно самое разное. Возьмем Соловья — страшное чудовище, полуптица-получеловек, мы хотим стать похожими на него? Когда Соловей говорит: «И отдам я своих дочерей за своих сыновей, и пойдет племя соловьиное», — это же ненормальное устройство жизни. Поэтому богатырь защищает другие ценности. В русском эпосе богатыри первыми не нападают. Сначала придет послание об угрозе, а потом они выходят на защиту. Либо им получить дань нужно, найти жену-невесту. То есть для подвига имеются серьезные мотивы.
— Получается, у всех народов начало истории лежит в эпосе?
— «Гильгамеш», «Илиада» и «Одиссея», «Махабхарата»… И в основе всех эпосов — войны, путь самоопределения целого народа. Любая война содержит в основе отделение своего от чужого. Это важно, чтобы сформировать идею государства, нации и родной земли. Русские былины довольно поздние, они относятся к средневековому эпосу, поэтому они еще связаны с вопросом веры. Безумно интересная вещь — былины! Сама русская земля из богатырей вырастает. Святогор — Святые горы, Сух-ман — Сухман-река, Дунай Иванович — река Дунай кровью его течет.
Поздняя былина о Камском побоище, где в конце богатыри превращаются в камни и становятся частью ландшафта.
— Аутентичный фольклор может стать делом обычных граждан или это территория фольклористов?
— Как сказать. Рок-культура, которая возникает на национальной русской основе, часто обращается к архаичным формам. В древнем фольклоре доминанта ритма, звука, сращенного с телом, а именно это и лежит в основе рок-культуры. Возьмем фольклор XVIII века, тогда песни казались банальными, неинтересными, а сейчас мы их ценим как народную жемчужину: «Во поле береза стояла», «Хуторок». Современный фольклор — детские считалки, спортивные кричалки, эстрадные находки — сейчас их хочется выплеснуть, а пройдет лет сто, и они тоже будут восприниматься некой ценностью.
— Зачем фольклор политикам?
— Любая идеология из вечного фонда народной культуры выбирает что-то свое, актуальное. Дело политиков выдвигать одно, забывать о другом. Для обывателя, обычного человека, это я сейчас о себе говорю, фольклор важен тем, что он просто наличествует как доказательство глубокого творческого начала в народе, которое никуда не девается.
— Стоит ли импортозаместить зарубежных супергероев отечественными?
— А зачем? Они вполне могут существовать параллельно. Заместить одно другим вообще невозможно. Другое дело актуализировать в массовом сознании ценность родной культуры. Что во многом зависит от того, как в школе будут подаваться былины и какие медиаинтерпретации они получат. Замечательные полотна сняты по античному эпосу, вполне реально создать похожие по русскому национальному эпосу, он ничуть не уступает ни в характере сюжета, ни в силе персонажей, ни в поэтичности. Советский кинематограф это хорошо понимал. Каждое время переинтерпретирует прошлое, Иван Охлобыстин в роли Соловья смотрится по-иному, чем в классическом фильме про Илью Муромца 50-х годов. Вопрос уже к тем, кто будет транслировать сюжет.
— У нашего народного творчества потенциал не меньше, чем у западной супергероики?
— Вне всякого сомнения! Другое дело, что древние герои трудно воспринимаются даже взрослыми, даже студентами филологического факультета, но сами по себе былины — замечательный массив культуры. Потенциал их огромен. Богатырь похож на супермена, как любой сверхчеловек. Например, Добрыня Никитич страшно умный, он выиграл дань у литовского царя Варфоломея в шахматы. С другой стороны, он и жестокий, ведь Добрыня крестил Русь «огнем и мечом». Eсть богатыри бесконечно сильные — Святогора даже земля не держит, есть богатыри хитроватые, которые участвуют в разных приключениях. Дунай Иванович — трагический герой: сам вызвал жену на состязание и должен ее убить, когда она его побеждает. У эпического героя характера как такового нет, но какие-то акценты расставлены.
— И все же насилие с особой жестокостью потрясает.
— Насилие — обязательный элемент эпоса, не обязательно русского, это особый эпический кодекс. В фильме «Тарас Бульба» Тарас справляет поминки по Остапу, но там присутствует элемент мелодрамы, когда залогом будущего становится ребенок панночки и Андрея. Чего эпос не допускает. Или, если почитать сказку в ее первородном варианте, жестокости будет много, ведь сказку создавали для взрослой аудитории.
— Время тогда было жестокое?
— Нет! Это логика самого жанра, он другим не может быть! Эпос не диктовался специально политикой, он диктуется тем, что заложено у нас в сознании, подсознании, древнем сознании — жесткая позиция «своего» — «чужого».
Вот мы смотрим фильм про Чужого, его нужно убить? Обязательно. Иначе он в тебе гнездо совьет и вылезет, и что тогда будет с человечеством? Вот это тот же тип мышления.
***
фото: Кадр из фильма «Илья Муромец», 1956 год.