Скучна классика? Это проблема учителя
О русской словесности мы поговорили с поэтом, доктором философских наук Владимиром Богомяковым, единственным в нашем регионе обладателем Григорьевской премии — самой престижной премии в стране в области поэзии.
Владимир Геннадьевич — автор сборников с необычными названиями: «Песни и танцы онтологического пигмея», «Я запущу вас в небеса», «Стихи, которые выбрал механический барсук», «У каждой деревни своя луна», «Извините, пельменей нет», «Ловля сумеречных тварей», «Грузди с морозными звездами».
— Как вы думаете, литература в школе не устарела? Детям трудно понять, что такое камзолы, кафтаны, тройки, крепостные крестьяне… Стоит ли включать в программу книги о современности?
— Я учился в школе достаточно давно. Мы проходили и «Дубровского», и «Eвгения Онегина», и я не могу сказать, что это было очень скучно. С другой стороны, знакомая преподавала в Москве в частной школе, привозила детям столичных художников и поэтов, и поле в школе создавалось совершенно другое. Школьная программа всегда консервативна. Думаю, к лучшему. По долгу службы я встречаюсь с новаторами в системе образования, которые видят благо в постоянных нововведениях, современность идет как некий абсолют, современность всегда лучше, всегда права, но это не так. Eсли скучно читать Пушкина, то это проблема учителей. Заинтересованный педагог так расскажет про древних греков, что ученики будут слушать как завороженные.
— Можете про себя сказать, что выросли из книг?
— В каком-то смысле да. Но у меня и выбора не было.
— У школьников много альтернатив: видеоигры, ролики, соцсети… Литература проигрывает в конкурентной борьбе в форме подачи и увлекательности.
— Литература — все равно необходимый компонент. Мой младший сын разрабатывает видеоигры, но тем не менее много читает. Эти вещи не отрицают друг друга. Ничего страшного не вижу, если кто-то будет больше слушать музыку или играть в игры, а читать меньше. Все от человека зависит, что он хочет.
— Помните первую книжку, которая вас поразила?
— Первая книжка, которую я прочел — «Конек-горбунок», я лежал в больнице, мне было шесть лет и очень скучно. Я сразу его выучил наизусть. Возможно, и сейчас, если вы начнете сказку, я подхвачу.
— Чтение формирует в человеке что-то важное?
— Очень большое значение имеет выбор книги. Eсли я буду читать про жуликов и милиционеров, вряд ли этим погублю свою душу, но точно зря потрачу время. Eсли сделать над собой сверхусилие, когда, к примеру, штангу поднимаешь, не можешь, но поднимаешь, а потом второе усилие, мягкое -тебе не хочется заниматься, а ты занимаешься, тогда ты входишь в другую сферу. Живешь в рабочем поселке, в бедной культурной среде, мало что знаешь, и вдруг тебе в руки попадает «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, начинаешь думать — а в каком мире я живу? Или читаешь стихи, которые тебя меняют. А бывает и другой подход. У моего друга была единственная детская книжка, «Муравей Ферда», она лежала у него на шкафу, помню, он варил пельмени в кастрюльке, и пока варил, несколько страниц и прочитывал. Больше он ничего не читал.
— Литература способна изменить человека?
— Конечно, и такие примеры есть. В двадцатые годы прошлого века люди воодушевлялись стихами Маяковского, жизнь их менялась.
— Ребенку можно привить любовь к чтению?
— Eсли он будет читать то, что ему интересно. На самом деле то, что нам интересно, интересно не просто так. У дедушки в сарае я нашел Маяковского 1948 года издания. Меня он изумил своей корявостью и неправильностью, я не понимал, зачем нужно коверкать слова. Тем не менее стихи затягивали, я начал читать, читать, и вчитался. И Маяковский стал одним из важных поэтов для меня.
— Что послужило толчком в вашем творчестве?
— Ничего не послужило толчком, кроме каких-то внутренних побуждений. Это как стрела, которая летит, она ведь не может не лететь. Так и у меня устройство, что я не могу этого не делать.
— Как вы сами оцениваете свои стихи?
— Я достаточно реалистичен и не очень понимаю людей, которые думают, что если они пишут стихи или прозу, другие должны быть ему благодарны, давать деньги, носить на руках… Поэзия — занятие другого рода, не для того чтобы денег заработать, особенно на фоне того, что в мире творится. Стихи свои я оцениваю трезво, мне никогда не давали никаких грантов, но я к этому и не стремился. Григорьевская премия -единственная, которую я получил, и это было очень неожиданно.
— Как отличить хорошее стихотворение от плохого?
— Ну и вопросы вы задаете. Это все равно что спрашивать, как отличить хорошую водку от плохой. Чувствовать надо.
***
фото: Владимир Богомяков.