Рецепт, погода и очумелые ручки
Отдел лабораторного контроля и инновационных технологий областного управления автодорог сам инновационные технологии не производит, зато испытывает
— К нам приходят с новыми рецептами и новыми материалами, -рассказывает начальник отдела Павел Девятков. — Последний раз приходили с добавкой, стабилизирующей щебеночно-мастичный асфальтобетон. Мы смотрели, соответствует ли она нормам. Окончательный выбор делает подрядная организация. У нас рыночные отношения, отдаем протокол. В этом сезоне рецепт этой добавки уже применяли.
База данных технологий находится в Российском дорожном научно-исследовательском институте. Специалисты управления автодорог и проектировщики мониторят эту базу. Это всевозможные сетки, за счет которых можно сэкономить материал. Или мембраны под фундамент, нескользящее покрытие, которое кладут на ступени пешеходных переходов, добавки в битум. Но все на усмотрение подрядчика. Главное, чтобы дорога проработала гарантийный срок. А это не менее пяти-шести лет.
— Строительство и ремонт идет на разной местности с разным грунтом, значит, и асфальт должен быть разный?
— На стадии подготовки земляного полотна могут предусмотреть полную выемку грунта до основания, а могут предусмотреть засыпать его, — говорит Павел Девятков. — Каждый асфальтобетонный завод дает свой рецепт. ГОСТ не вгоняет в жесткие рамки, например, может быть от 20 до 40 процентов щебня. Асфальт по внешнему виду, конечно, одинаковый. Но он разный для разных условий эксплуатации.
Дмитрий Гаврилов, главный специалист отдела, кладет образцы керна в анализатор асфальта. Большая машина похожа на стиральную, и звучит практически так же, проверяет все компоненты и начинает цикл промывки керна. Eго привезли в лабораторию с участка ремонтируемой дороги на Старотобольском тракте. Асфальтоанализатор разделяет керн на фракции, это занимает сорок минут. Раньше без такой машины процесс занимал пару дней. Когда цикл заканчивается, лаборанты получают сухую смесь, рассчитывают, сколько в ней битума, и проверяют на соответствие составу.
Отбор асфальтового керна и его исследование в лаборатории — это и есть испытания, без которых дорогу не примут.
Кстати, подрядчик и сам себя контролирует. При любом асфальтобетонном заводе есть своя лаборатория. Они проверяют и качество выходящей смеси.
— Такая машина тоже есть?
— Не у всех, но есть другие методы контроля, — говорит Дмитрий.
В лаборатории проверяют не только асфальтовый керн, но и работают со смесью и с исходными материалами: песок, щебень, битум.
— Для новой развязки в Ялуторовске мы в качестве подрядчика исполняли строительный контроль. Изучали песок, щебень, бетонные конструкции.
Дмитрий достает из печи два небольших подноса с песком. Главный специалист отдела Наталья Южанина рассказывает, что он привезен со строительства моста через канал на дороге Шадринск -Ялуторовск.
— Он хороший или нет?
— Нет такого параметра. Eсть подходящий или нет. И песок мы должны исследовать на коэффициент фильтрации. Нужно узнать, пропускает он воду или задерживает. Даже если это песок из одного карьера, он бывает разный.
— Какое в этом году качество асфальта?
— Самое главное в асфальте -это рецепт, погода и очумелые руки мастеров-прорабов. В идеале нужна сухая погода. Но даже в дождь грамотные машинисты-асфальтоукладчики сделают хорошо. В этом году пока все образцы прошли проверку, — говорит Наталья Eвгеньевна.
С начала сезона в лаборатории исследовали уже более 500 образцов асфальтового керна.
***
фото: Дмитрий Гаврилов и Наталья Южанина в лаборатории.