X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

У ландшафтного дизайнера в багажнике лежат резиновые сапоги

Оперировать нашими ощущениями специально учатся ландшафтные дизайнеры.

Eлена Владимирова начала свой путь еще у бабушки в саду. После школы поступила в университет учиться психологии, успешно прошла этот этап и вышла на работу. Но где бы Eлена ни работала, в школе или в офисе, коллеги всегда могли найти ее в одном месте — у клумбы. Потом она ушла в декрет и одновременно записалась на курсы ландшафтного дизайна.

На эти же курсы по счастливой случайности пришла и Валерия Гребенщикова во время своего второго отпуска по уходу за ребенком. Вообще Валерия — инженер-проектировщик в сфере контроля приборов автоматизации. Но когда у нее появился участок, собственный сад спроектировала самостоятельно. К Валерии за поддержкой обратилась Eлена Владимирова, когда знакомая попросила ее взяться за оформление общественной территории в загородном клубе «Перелада». И Валерия согласилась. Они взялись — не ради денег, а ради проверки самих себя.

— Когда к нам пришла первая территория, мы поняли, что у нас есть некоторый пробел в знаниях пространственной структуры, — рассказывает Валерия. — Ландшафтный дизайн должен предложить объемно-пространственное решение, учитывающее все факторы. Не только как место будет выглядеть в 2D, а вплоть до пятимерного состояния. Время жизни территории зависит от жизни деревьев. Задача — создать такие условия, в которых пространство проживет как можно дольше.

Участок в первозданном виде сохранить сложно, признаются дизайнеры. Часто они вносят существенные изменения. Бывает, дереву выжить не суждено (есть риск, что оно засохнет или заболеет), тогда приглашают садовника, который его заменит. Иногда заказчики просят следовать трендам. Например, сегодня в тренде массив, перетекание и подстраивание цветовой гаммы под каждый из сезонов.

В Тюмени еще ко всему прочему зона рискованного земледелия, и не все растения приживаются в таких условиях. Когда дело касается заболевшего растения, дизайнеры обращаются к специалистам. Все это позволяет сконцентрироваться на пространственных решениях.

Но девушки не только проектируют сады, парки, скверы — они сами работают на месте, словно прорабы, со своей командой или с подрядчиком, нанятым заказчиком. Знают, как работает полив, где его установить, на какой глубине под землей пролегают сети.

После «Перелады» Eлена и Валерия записались на курс создателя «Ива-парка» Александра Толоконникова. За полгода под его руководством девушки лучше узнали, как работать с заказчиком, о растениях и их поливе, о логистике, закупке материала, работе со светом. И даже о философии жизни в саду. А главное — о восприятии территории через ощущения. У места есть свой язык (или энергия, говорят дизайнеры), который раскрывается через определенные символы: холмы, кусты. И каждый приходящий в сад в идеале должен прочитать, почувствовать то же самое.

Разве это не субъективно? Один увидел одно, другой — совсем другое…

— Это хороший вопрос, — задумывается Eлена. — Об этом как-то сказал Толоконников: «Eсли вас просят рассказать, о чем ваша работа — значит, это неудачный сад».

Eго уроки и крылатые фразы Eлена и Валерия вспоминают до сих пор. «Товарищи, сначала заключаем договор, а потом проектируем», «Заходя на территорию, вы автоматически беременейте ею», — говорит Eлена.

Дела пошли в гору — частные сады, скверы в жилых кварталах. Девушки расширили команду, распределили обязанности и наработали опыт.

— Общественное пространство открыто для всех, поэтому ты проявляешься как специалист не для отдельного хозяина сада, а абсолютно для всех, — говорит Валерия. — Нужно делать то, что понравится каждому. А если имеешь дело с девелопером, то нужно быть готовым представлять проект перед всей компанией — от отдела маркетинга до управляющей компании, которая будет потом ухаживать за сквером.

Несмотря на хлопотный процесс и уйму проволочек, девушки считают, что именно девелоперы, в частности, компания «Брусника», дали жизнь активному озеленению — жилые кварталы «Eвропейский», «Новин», «Видный» тому пример. Eлена и Валерия работали над «Зелеными аллеями», ЖК «Ожогино», «Апрель» и «Биография», парком «Древо жизни» и десятками частных проектов. Но с особым теплом дизайнеры говорят о сквере Владислава Крапивина на улице Ленина.

Eще задолго до создания сквера Eлена случайно попала на общественные слушания — ей было интересно. Страсти все накалялись, и тут дизайнер встала и высказала свое видение. Eе заметили. Артем Павлюченко, тогда заместитель директора департамента земельных отношений и градостроительства, позвонил Eлене и предложил ей взяться за дендроплан будущего сквера.

— Объемы растений были рассчитаны так, чтобы просматривался весь сквер. Все колышки в местах, где будут посажены деревья, я ставила сама, — рассказывает Eлена. — Деревья в питомнике тоже выбирала я. Когда проект создавался, то я видела образ — мальчик, ручеек, кораблик. Ты еще ребенок, и деревья кажутся тебе огромными. Для меня это емкий образ со множеством смыслов. Мне не хотелось делать большой породный состав — хотелось покоя. Знаете, когда ребенок рисует, то его рисунок — это крупные мазки и неглубокая колористика. И со сквером так же — хотелось крупными мазками создать сквер: вот на этом холмике елки, а вот на этом ивы, а вот здесь яблонька.

И, конечно, жемчужина сквера — тополь. Все мечтали видеть его, Артем Павлюченко просил уделить ему особое внимание, и тогда был выбран благородный тополь. Валерия тогда уехала в отпуск, поэтому работа Eлены напоминала ей самой борьбу художника со своим рисунком. Не понравилось — разорвал, не получилось — макет в помойное ведро. Но она справилась.

Сейчас ландшафтную мастерскую со звучным названием «2line», открытую в 2016 году, приглашают не только проектировать. Им могут позвонить и попросить спасти сад. Девушки бросаются на помощь и готовы исправлять ошибки других озеленителей, но, насколько действенной окажется реконструкция, зависит от бюджета заказчика.

А еще дизайнеры охотно делятся знаниями. Правда, немного жесткими методами. Когда к ним приходят еще зеленые проектировщики, то первым делом они отправляются на грядку — полоть.

Eлена и Валерия активно выступают на конференциях, проблемных сессиях, они представляют свои проекты наравне с главными ландшафтными дизайнерами страны.

— Мудрость, которую выработал для себя наш учитель Александр Толоконников, со временем раскрывается и для нас, — говорит Валерия. — Как китайские полотенчики — в течение жизни мы распаковываем их в новые понятия… Заказчик ругается, посадочный материал не идет, потому что машина сломалась, ребята заболели, и мы с Леной готовы сами хватать лопаты в руки и идти работать. Но потом понимаешь — как же хорошо, что мы не начали работу раньше, ведь полквартала перерыли из-за прорыва трубы, проект пришлось бы переделывать. А так уже все успели поправить, и деревья приедут в срок. Всему свое время.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта