Мастер в поисках времени
Когда заходишь в мастерскую Антона Гостева, чувствуешь стойкий запах древесины — здесь мастер ремонтирует и изготавливает струнные музыкальные инструменты. Скрипки, реже контрабасы и виолончели и другие инструменты.
Да и практически все в мастерской Антон сделал своими руками: деревянные шкафы для инструментов, полочки и… столярный верстак. Говорит, что обыкновенные верстаки узкие, а на этот и дека контрабасовая прекрасно ложится.
Когда-то Антон Гостев закончил музыкальное училище по классу контрабаса. Тогда инструменты чинил его учитель Юрий Иванов, и Антон заинтересовался этим делом. Всему пришлось учиться на практике.
— В России нет школы, где можно было бы обучиться этому мастерству, но всегда можно поехать в Италию, — смеется Антон, — или в Москву, я стажировался у мастера Николая Стасова.
Однажды Антон Гостев напросился к мастеру Борису Горшкову — смастерил скрипку, показал.
— Он мне сказал: таких, как ты, много, нужно учиться, а я ему: тогда возьмите меня в ученики. А он мне: езжайте лучше в Италию, учите язык.
Три года назад Антон переехал уже в четвертую мастерскую, теперь она находится недалеко от дома. К нему чаще стал заезжать скрипач Александр Кощеев, первая скрипка в Тюменском филармоническом оркестре. В мастерской повсюду чехлы от гитар, скрипок, вот только от контрабасов чехлов нет -инструмент сам по себе много места занимает. Все на своих местах — в углу разобранный контрабас, починки ждет домра, на столе — формы под будущие скрипки, а инструменты занимают свои законные места в шкафах.
Мастер берется чинить любой инструмент. Правда, некоторым музыкантам все же отказывает -например, когда треснула задняя дека. Недавно мастеру как раз такую привезли.
— А это, между прочим, акустическая смерть инструмента, теперь даже не знаю, что с ней делать, -сетует Антон, — привезли ее с Севера, потому что я сам ее делал, теперь просят починить, ремонт недешевый. Скрипка эта в 2010 году изготовлена.
В городе авторские скрипки покупают мало, Антон Гостев делает их на заказ, а некоторые его инструменты продаются в Москве в Доме скрипки.
— В Тюмени продавать некому, современные, например, профессиональным музыкантам не нужны — они выбирают старые инструменты, — говорит мастер.
— Инструменты выигрывают с возрастом?
— За счет материала… с возрастом дерево становится менее отзывчивым на погоду, да и все неправильные углеводы и сахара со временем выходят, остается одна целлюлоза — инструмент резонирует лучше.
— Eсть инструменты, которые люди долго ждут — балалайки и домры, например. Не сразу за них берусь, есть работа интересная с профессиональной точки зрения, всегда хватаюсь за такую, — говорит мастер.
— Над чем интереснее работать?
— У меня в работе сейчас две модели скрипок: «Гварнери» и «Страдивари», вот их хочу делать, но некогда. Вообще каждый мастер работает по какой-то модели, помимо перечисленных, есть еще «Амати» — я не изобретаю велосипед, и если я делаю модель под скрипку Гварнери, это не значит, что я изготавливаю именно эту модель — получается моя собственная скрипка… скоро на виолончель придет комплект, но мне пока не до нее, хотя очень хочется.
— А ученики у вас есть?
— Места в мастерской мало, да и я привык сам по себе работать -лучше я сделаю сам, чем кому-то поручу, не умею я учить. Да и времени пока нет… На стажировку взять могу, но чтобы ученик сделал сам, показал, а я посмотрел, что он сделал не так -тот пошел и поправил, — отвечает мастер.
К счастью, мастеру на помощь всегда приходит младшая дочь -помогает менять лады на гитарах и шлифовать инструмент. А от работы помогает отдохнуть дача. Там уже помидоры краснеют.
***
фото: Скрипичный мастер Антон Гостев.
Роман Мошаров
Спасибо за статью