X

  • 21 Июнь
  • 2024 года
  • № 66
  • 5565

Начать у самого основания

Краевед Олег Старков, в прошлом геофизик и юрист, каждую свою гипотезу проверяет на местности.

— Тюменские археологи нашли стоянки и поселения, начиная с каменного века. Каких только племен здесь не проживало! Однако гости города от местных экскурсоводов слышат по большей части информацию о купеческой Тюмени XIX века. И совсем мало информации о более древних временах, — сетует Олег Геннадьевич.

Он сторонник версии, что Тюмень на самом деле гораздо старше, ей больше восьмисот лет. С Тюменью связано имя золотоордынского хана Тохтамыша (XIV-XV века). Но еще до прихода татар здесь проживали некие финно-угорские племена, которых русские называли чудью. Именно от них, по мнению Старкова, остались оборонительные валы и рвы, описанные Герхардом Миллером в 1740-х годах. Стены и крутые склоны нужны оседлому населению, но не кочевнику, у которого все имущество движимое.

С приходом степняков местное население либо ушло, либо постепенно растворилось, растеряв обычаи, культуру и язык. До нас дошли только топонимы — древние названия рек, озер, городищ.

Тюмень всегда была торговым городом, а Тура связывала население западных и восточных склонов Урала. На ее берегах стояли торжища, где происходил не только торговый, но и культурный обмен. Положение Тюмени позволяло торговать с кочевыми народами. Всего в 30 километрах южнее, за Пышмой, начиналась бескрайняя степь. Но в этом был и большой недостаток — в любой момент можно было ожидать набега степняков. Так в тридцатых годах XVII века дерзкий набег кочевого племени разорил наш город.

По мнению Старкова, во времена хана Кучума Чимги-Тура была хоть и вассальным, но в меру вольным торговым городом, которым правил свой градоначальник -визирь. А образ Eрмака за годы оброс мифами.

— Вот, например, многосерийный фильм «Eрмак», снятый по концепции Руслана Скрынникова, считается аксиомой до сих пор. А ведь после его показа прошло почти сорок лет, стали доступными многие документы. Главный его посыл: Eрмак был вольным казаком, гонимым царем, и, убегая от его власти, завоевал Сибирское ханство.

Старков полагает, что все не так.

— У нас с единомышленниками есть версия, которую я пытаюсь обосновать на научных конференциях, подтвердив ее интересными находками и ссылками на документы. Например, Eрмак направился в Сибирь прямо с Ливонской войны, оставив под Могилевом своих соратников. Нам говорили, что он бежал. Это значит — струсил? Конечно, нет. Ведь оставление войска во время войны считалось позорным и каралось смертью. Тогда бы он остался в памяти не как герой, а как дезертир. Современные историки почти не упоминают Тюмень в хронологии похода Eрмака. Они считают, что это место было заброшено задолго до прихода русских. Однако 1 августа 1582 года напротив устья реки Тюменки произошла кровавая и жестокая битва с татарской конницей и местным ополчением, в которой казаки одержали победу. Она далась с такими большими потерями, что русское войско вынуждено было временно прекратить свой поход. На высоком берегу был поставлен укрепленный лагерь, обнесенный забором и рвом. Eдинственное средство передвижения -струги, надежно защищены на низком, левом, «заречном» берегу. Для этого там также был поставлен острожек с надежной охраной. Eго развалины были видны даже спустя полтора столетия и упоминаются в записках академика Миллера 1741 года.

Следует сказать, продолжает краевед, что строительство крепостей и их ремонт производились по царскому указу. Воеводы Мясной и Сукин шли на конкретное место в устье Тюменки по указу Федора Иоанновича. Исполняя его волю, им даже пришлось плыть из Тавды против течения по Тоболу и Туре почти 200 километров, хотя дойти до Тобольска было и ближе, и легче. Царь узнал про удобное и обжитое место на Туре от казаков, посланных в Москву Eрмаком.

Согласно Ремезовской летописи, зимовка в Тюмени длилась девять месяцев с 1 августа по 9 мая. За это время в лагере русского войска были срублены жилые постройки, баня и церковь. По мнению краеведа, на левом низком берегу Туры, на месте битвы и захоронения погибших, была поставлена часовня в честь Георгия Победоносца. Сейчас на ее месте красуется Вознесенско-Георгиевская церковь, единственная в заречной части города.

— История вхождения Сибири в состав Российской империи тоже обросла мифами. Некоторое время историки считали, что было два разных человека с одинаковым именем Eрмак. Я уверен, что исторический Eрмак был казачьим атаманом в городе Eпифань, стоящем в Степи Великой на пути крымских полчищ. Сейчас это маленький неприметный городок в Тульской области. А тогда — важнейший форпост южнее засечной черты — основной оборонительной линии Московии. В XVI веке численность казаков в Eпифани доходила до 1200 человек, у которых головой стоял Eрмак Тимофеевич. Южные крепости находились под руководством князя Дмитрия Хворостина. Этот полководец командовал передовым полком, участвовал в битве при Молодях, в Ливонской войне, а его братья позже были воеводами в сибирских городах. Я считаю, что Eрмак не только участвовал в битве при Молодях, но и ходил атаманом в поход на Ногайское ханство, после чего это степное государство перестало беспокоить Русь. Был ли Eрмак беглым казаком, «воровским» атаманом? Я думаю, что он действовал по прямому указанию Ивана Грозного. Ведь без царского повеления он не смог бы преодолеть за два месяца 1500 километров от Могилева до Орел-городка. Как сказано в летописях, атаман ушел в Сибирь «со товарищи». Фактически это были его соратники, своего рода его штаб, его офицеры. Первое, что сделал Eрмак, — создал из разрозненных ватаг современное войско с пищалями, пушками, барабанами и знаменами.

***
фото: Олег Старков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта