Школьный вальс с затакта
Такого еще никогда не было в Тюмени: три школы-новостройки к 1 сентября. Три команды журналистов кружились весь день. Хотя, казалось, все было четко расписано — школ три и команд три, но вмешались любопытство и желание сравнить одну новую школу с другой и даже понять, кому из нас повезло больше.
Первое сентября приходит с упрямством календаря. И так же упрямо сводит в памяти сегодняшнюю картинку с другими.
А там — первое сентября в торжествующем 1945 году. Школа в маленьком уральском городке. И потом другие школы — маленькие, деревенские. Самодельные тетрадки, ручки с пером номер N 86, самодельные чернила из растворенного химического карандаша, которые, случалось, замерзали, если в школе не хватало дров. И тогда весь класс собирался возле печки, а учительница, кутаясь в старую шубку, вела урок. Я не сравниваю, я просто помню.
Нехорошо, наверное, отдавать предпочтение одной из трех школ-сестер, но сердцу не прикажешь.
В школе N 95 в районе Плеханово нас встречает Eлена Михайловна Червякова. Молодой директор прекрасно владеет собой и даже охотно соглашается сфотографироваться за партой.
— Наша школа N 95 имени Ушинского, — представляет директор. И продолжает рассказ о том, как школа устроена. Показывает внутренний двор, где будет отдельный вход для начальных классов. — А дети, которые придут не в первый класс, они из разных школ — 88-й, 4-й гимназии и лицея N 34. Каждый день мы ведем прием документов, чуть более двух тысяч уже зачислены. Проектная мощность — полторы тысячи.
— Как вы все поместитесь?
— Учеба будет в две смены по нелинейному расписанию — ступенями.
— Что в этой школе именно вам нравится больше всего?
— Современные школы сейчас все комплектуются очень хорошо, и в каждой из них есть что-то уникальное. А наша прежде всего поражает светом. Не только в кабинетах, но и в коридорах. Парты модульные. Можно их вместе составить, можно сделать так, чтобы каждый сидел по одному.
В школе начнут работать 73 педагога — молодые, но много и опытных.
— Мы готовимся к празднику, дню рождения школы. Я каждый день смотрю прогноз погоды.
— Сколько у вас первоклассников?
— У нас 11 первых классов. Eсть первый «Л».
Заходим в открытую дверь одного из классов. Юное создание украшает школьную доску приветственными флажками.
— А вы из какого класса?
— Я учитель второго «З» класса, — строго говорит Софья Андреевна Петрова.
.. .В этот день я еще побываю и в 4-й гимназии, и в знаменитой 67-й школе, но сердце осталось в 95-й.
Школа построена в чистом поле, окружающие жилые и не слишком разнообразные здания ее не теснят. Они, повинуясь воле проектировщиков, почтительно расступились, как придворные в старой сказке перед прикатившей на бал Золушкой…
Это не преувеличение, ведь многие школы построены и работают в тесной городской среде, а плехановское приволье словно специально создано, чтобы школа могла покрасоваться, а мы — оценить ее воздушность, которая еще усиливается просторным внутренним двором.
Я не стану описывать специализированное оформление кабинетов. Нынешний век уже пробежал почти четверть своей дистанции, а школьная начинка, оборудование, сформированное, как нам сказали, двумя бюджетами, областным и городским (впрочем, как и у школ-сестер), ошеломляет. Рассматриваю учебники для пятого класса: история, литература, учебник физкультуры.
Я назвал свой текст «Школьный вальс» не в память о старой-престарой песне. А с предчувствием праздника, которое таилось и открывалось с каждым шагом по коридорам, классам, актовым и спортивным залам, по лабораториям, рекреациям — что было предвестником вечно живой, вечно меняющейся, кипящей школьной жизни. Это безостановочное кружение. Как в вальсе.
Да, возможно, есть и будут проявляться проблемы. Но мы — не приемная комиссия. Мы приехали и кружили по классам и коридорам, не пытаясь ставить оценки. А просто — почувствовать и рассказать.
.Из школы в школу нас сопровождал Сергей Eрмошкин, начальник управления организации строительства и капитального ремонта УКС.
Он быстро вел по лестницам и коридорам, открывал двери; в школе N 67 по улице Западносибирской он с гордостью показал самый большой спортивный зал, хотя, по-моему, это был не зал, а стадион, упрятанный под крышу. Сергею Александровичу больше всего нравится полная завершенность инженерного соединения трех корпусов лесобазовской школы. Он прямо словно светился от восторга, как все получилось хорошо.
А теперь то, что родилось еще в начале и привело к этому, как я сказал выше, «Школьному вальсу». Что, может быть, не знают или не помнят многие.
Так вот: уникальный подарок нашему городу — три новые школы -совпал с очень важной исторической датой. В августе этого года исполнилось ровно сто лет другому проекту нашей страны.
Сто лет назад, в августе 1923 года, был подписан декрет Совнаркома о борьбе с неграмотностью.
И пусть случайно, но как символически совпали эти два момента.
***
фото: Директор Елена Червякова;Учитель Софья Петрова.