X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Десять лет на защите бизнеса

Институту бизнес-омбудсменов исполнилось десять лет. 7 мая 2013 года принят закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». О работе, которую выполняют омбудсмены, я спросила уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области Павла Меньшикова, вступившего в должность в январе 2022 года.

— Павел Михайлович, давайте начнем с самого простого вопроса, кто к вам обращается за помощью?

— Это один из моих любимых вопросов, который я задаю, когда люди приходят на собеседование. Кто может обратиться к уполномоченному? Часто отвечают: предприниматели. Ничего подобного. Eсли посмотреть на закон, обратиться к уполномоченному может любой: организация, предприниматель, самозанятый, физическое лицо. Любой вопрос, любую проблему мы рассмотрим. Но меры, которые мы можем принять, зависят от статуса гражданина. Eсли обратился просто гражданин, мы его перенаправляем туда, где ему помогут. Это могут быть органы власти, прокуратура, полиция, может быть уполномоченный по правам человека или ребенка. Заявление предпринимателя мы рассмотрим по существу.

— А «по существу» это как?

— По существу — значит, следуя формулировке закона, уполномоченный рассматривает обращение субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в Тюменской области, чьи права нарушаются органами власти. Когда на одной стороне стоит орган власти, а на другой — предприниматель.

— Eсть вопросы, которые приходится решать чаще всего?

— Проблемы абсолютно разные. Это и налогообложение, и предоставление разрешений, лицензий, предоставление земельных участков. Взаимодействие с контрольными органами, проведение проверок, привлечение к административной ответственности. Кстати, если посмотреть официальную статистику, вопросов налогообложения у нас было больше всего в прошлом году.

— Предприниматели просят помочь им получить земельный участок или они сталкиваются с какой-то несправедливостью?

— Все вопросы, конечно, связаны с несправедливостью властей — или когда предприниматель думает, что с ним поступают несправедливо. Иногда мы просто консультируем начинающих предпринимателей, куда обратиться за земельным участком.

— Это входит в ваши обязанности или вы это делаете просто по доброте?

— Формально можно ответить предпринимателю: нет, это не наша компетенция. Посмотри в интернете или у коллег поспрашивай. Но если я владею вопросом, я буду помогать, предостерегать от возможных ошибок.

— Скольким предпринимателям вы уже помогли? Eсть ли такая статистика?

— Примерно 20 процентов от количества неотфильтрованных обращений. А если говорить об отфильтрованных сообщениях, когда мы восстановили права предпринимателя, то это примерно 98 процентов.

— Вам, наверно, приходилось отстаивать права предпринимателей и в суде?

— Хочется сказать «да» и улыбнуться. Потому что, когда мы обращаемся в суд, также почти в ста процентах случаев наши требования удовлетворяют. Право обращения уполномоченного в суд закреплено законом. Этим правом мы пользовались, пользуемся и будем пользоваться. Потому что органы власти иногда не готовы во внесудебном порядке урегулировать конфликт.

— Какой случай вам особенно запомнился и почему?

— Из последнего — случай, с которым мы выходим в Верховный суд, он связан с комитетом по рекламе. Комитет, посчитав информационную вывеску магазина рекламой, без предупреждения, о чем мы потом заявили в суде, назвал эти действия незаконными и в семь утра приехал и снял вывеску. Предприниматель подумал, что вывеску украли. Обратился в полицию. Там его заявление не приняли. Сказали, что таких, как ты, у нас сто человек. Это комитет по рекламе. Мы обратились в суд о признании их действий незаконными. Арбитражный суд, суд первой инстанции, наши требования удовлетворил. Комитет по рекламе не отступил. Мы подали заявление в Верховный суд.

— Обращались ли к вам за помощью иностранные предприниматели? В законе подчеркивается, что иностранных предпринимателей защита тоже касается.

— Из дальнего зарубежья — нет. Но в нашей практике мы помогали коллегам из Казахстана.

— Выросла ли правовая культура предпринимателей или многие еще не знают о вашей работе, не знают куда обратиться?

— Таких меньшинство. Институту уполномоченных исполнилось десять лет, и мы очень хорошо работаем в плане просвещения. Мы проводим мероприятия при содействии областного фонда «Мой бизнес». Также с общественными организациями предпринимателей -«Деловой Россией» и «Опорой России». Мы проводим единые дни консультаций.

— Допустим, я предприниматель, где я могу о вас узнать или услышать?

— Первое, это, конечно, наш сайт. Социальная сеть «ВКонтакте», мессенджер «Телеграм». Мы работаем с муниципалитетами, у них свои чаты, где рассылается информация.

— Что может сделать уполномоченный для предпринимателя?

— Уполномоченный может участвовать в самой проверке органами. Обычно никто туда не допускается. Я и мои сотрудники можем участвовать и еще следить за работой инспектора. Мы имеем право оспорить предписание контрольного органа в суде в защиту прав предпринимателей. Для обращения в суд нужно только согласие предпринимателя. Мы сами готовим процессуальные документы, мы выступаем заявителем в суде, предприниматель идет третьим лицом. Даже госпошлину платить не надо. Eсли предприниматель привлекается к административной ответственности, с прошлого года уполномоченных в субъектах включили в качестве защитников в делах об административных правонарушениях. Плюс взаимодействие с прокуратурой. Для предпринимателя две вещи самые главные: время и деньги. Eсли мы считаем, что быстрее обратиться в прокуратуру, мы обращаемся в прокуратуру. Многие наши предложения мы продвигаем через федеральные органы власти. Стараемся найти компромисс. Работы много, работа интересная.

***
фото: Павел Меньщиков, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта