Герой не моего Омана
Ну вот же они, дюны. Eсли судить по карте, мы едем как раз по краю пустыни Вахиба. В ее северной части песчаные волны достигают стометровой высоты. В прошлом году мы спокойно остановились у обочины и побегали по песку, в этом году хотелось бы повторить.
Почувствовать себя песчинкой. Да и фотки в пустыне получаются красивые.
Сворачиваем с трассы и едем в сторону дюн.
Дорога идет через деревню. Асфальт под колесами давно кончился, но в песке накатана колея. Я осматриваюсь, вижу, что кругом песок, а дюны не приблизились. Говорю мужу (он за рулем, я обычно штурман): не доедем. Давай назад.
Ох, не надо было включать задний ход. Да и вообще забираться так далеко. Под колесами взметнулся песок, машина встала.
Ну, я же выросла в Сибири, в моем детстве бездорожья было достаточно. Любая поездка за грибами заканчивалась тем, что автомобиль выталкивали из грязи. Так что я прекрасно умею толкать машины. К тому же сейчас я намного сильнее, чем в детстве. И вешу намного больше. Поэтому, ни секундочки не колеблясь, я командую своим выйти из машины и упереться руками в белый капот нашего китайского внедорожника.
То есть это мы думали, что у нас внедорожник. Мы его взяли напрокат в местной конторе три дня назад. Что про него можно с уверенностью сказать — что он новый. Этот фактор стал определяющим. Прошлый наш опыт подсказал нам, что из двух прокатных автомобилей надо выбирать тот, что новее. Помнится, на Калимантане нам предстояло доехать от Кота-Кинабалу до Семпорны, а там дорога идет вверх-вниз, вверх-вниз. И не раз и не два мы обгоняли несчастные старенькие местные «протоны», заглохшие на подъеме. А мы на новенькой малолитражке со свистом проскакивали мимо. Весело мордой крутя.
То, что у нынешнего нашего китайца не оказалось лишней пары ведущих колес — наш собственный недосмотр. Признаться, мы не заглянули в его документы и не придали значения отсутствию букв AWD на корпусе. Менеджера прокатной конторы мы, правда, спросили, четыре колеса ведущие или нет, и тот вроде бы ответил, что четыре, ну или мы так поняли его, ведь для него, как и для нас, английский язык-то не родной.
Одним словом, вы поняли: нарядный CHANGAN CS35PLUS, беленький с красными молдингами, оказался переднеприводным. Да, это кроссовер, то есть должен чуть лучше, чем легковой автомобиль, справляться с дорожными неровностями или скользким асфальтом. Но мы сейчас не на асфальте, а застряли в песке. К плюсам нашего положения можно отнести то, что сели мы неглубоко. К минусам -то, что на улице около сорока.
Размышляя, куда бежать, кому звонить и где искать помощи, я подбираю подол платья (по арабской стране я путешествую в длинном платье с рукавами) и пристраиваюсь к автомобилю спереди. Толкаем! Толку ноль. Передышка. Eще раз!
И тут откуда-то сзади, то есть со стороны песков, выплывает черный лендкрузер. Останавливается, выходит мужчина в белом дишдаше и гурте, по-бедуински обернутом вокруг головы. Помощь не нужна? -спрашивает. Ну а что тут еще спросишь. Он садится за руль нашего «чань-яна», убеждается, что задние колеса не крутятся, а передние зарываются все глубже, возвращается к своему автомобилю, берет маленькую отвертку или что-то такое, чем можно надавить на штифт (я не очень разглядела, что именно у него было в руке), и начинает поочередно стравливать воздух из шин. А мы с мужем стоим и молча переживаем позор. Ну потому что мы оба прекрасно знаем — в смысле мы читали, — что по песку лучше ездить на приспущенных колесах. Странно, что столь ценная информация не всплыла в нужный момент.
Покончив с последним колесом, наш спаситель снова сел за руль, включил заднюю скорость и, поворачивая руль вправо-влево очень быстро очень мелкими движениями (на песке нарисовалась елочка), аккуратно вывел машину на твердое место.
— А вы что, хотели дюны посмотреть? — спросил он, закуривая, пока мы бубнили слова признательности. — Могу вас свозить. За двадцать риалов.
В любых других обстоятельствах мы бы от такого предложения отказались.
— Ну он же нас выручил, — тихо говорю мужу. — И бесплатно. Представим, что мы его отблагодарили двадцатью риалами.
Так что мы соглашаемся. И даже делаем вид, что счастливы. Ну мы и правда счастливы, что не пришлось бежать по песку до деревни и стучаться в чьи-нибудь ворота. Саид (я уже спросила, как нашего спасителя зовут) разворачивается и ведет свой корабль пустыни к барханам. По дороге он машет рукой куда-то в сторону: «Мой дом», — говорит. Вижу на окраине деревни ряд домов — обычных оманских жилищ из светлого камня за высокими каменными заборами с баками питьевой воды на крыше. Размышляю о том (наверное, читала где-то), что местные мальчишки с детства развлекаются дрэг-рейсингом по пустыне. По крайней мере с тех пор, как в Омане открыли нефть и основным средством передвижения стали джипы, а не верблюды.
Тем временем Саид резко взмывает на бархан, зависает, не переваливая через верхнюю грань, и мягко съезжает вниз.
Мы молчим. Я понимаю, что надо как-то выразить восторг, и говорю: «Супер».
Ну а как. Вообще-то он видел, как мы толкали машину. Мог бы понимать, что мы не из тех, кто визжит от страха на маленькой горочке песка.
Мне кажется, Саид тоже догадался. Потому что, штурмуя все новые и новые дюны, а потом сваливаясь почти вертикально вниз, он в конце концов все-таки выдавил из нас эмоции. Ну такое в общем тихое «ууух» с заднего сиденья. Признаться, мы к тому времени уже вцепились в дверные ручки, потому что и правда стало страшновато, что джип завалится.
Саид благополучно завез нас в чистое место (которое он еще не исполосовал колесами), мы там сдержанно пофоткались. При нем было как-то неудобно принимать красивые позы или прыгать, раскинув руки вверх. Поэтому через день или два мы снова поехали в Вахибу. Уже не экспериментируя, а наведя навигатор прямо в то место, где были год назад и где дорога проходит рядом с дюнами. Хорошая асфальтовая.
Найти это место мы смогли благодаря прошлогодним фоткам в телефоне и функции геолокации.
***
фото: Саид невозмутим, а что ему волноваться?;Фиаско китайского кроссовера.