«Колея была такая, что глушитель оторвал»
Леонид Иванов — ответственный секретарь регионального отделения Союза писателей России, главный редактор альманаха «Врата Сибири», родился в 1949 году в Вологодской области в семье ссыльных финнов. Казалось бы, какие автомобили в глухих вологодских лесах?
Однако шустрому Леньке повезло — брат работал на самосвале и давал посидеть за рулем.
— Они с друзьями сидят на краю поселка, в карты режутся, а мы -три одноклассника — едем в карьер, загружаемся, и обратно. Конечно, нам нравилось. Никто подзатыльника не даст, если не так скорость включил, — вспоминает Леонид Кириллович.
Первую свою «копейку» купил подержанной в 1989 году.
— Когда я сдавал на права в восьмидесятых, был уверен, что никогда в жизни мне машину не купить, зарплаты у журналистов не те, но права не помешают — мало ли кто-то даст прокатиться, -улыбается писатель.
В 1992 году пригнал из Финляндии первую иномарку «тальбо» (Talbot — франко-британская марка, их производство прекращено).
— Гордость распирала, тем более своим ходом доехал, — продолжает он. — Больше тысячи километров колесо не мог нигде подкачать, сервиса никакого! Вдоль дороги не перекусить… спали в машине. В одном месте на Урале продавали самовары и стояли ребята, крутили пистолеты на пальцах — ощущение не из самых приятных. Поразило ужасное качество дорог. В Татарстане на федеральной трассе Москва — Владивосток колеи такие были, что я глушитель оторвал! «Тальбо» в Тюмени владели всего трое: художник Ян Боме, летчик и я. Я еще одну на запчасти купил — на всякий случай.
Через четыре года Леонид Иванов вернулся из Финляндии, где у него много родственников и друзей, на Nissan Patrol, подобные внедорожники тоже можно было по пальцам пересчитать.
— Через Эстонию гнал и писал статью о том, как купить машину в капстране, как ее оформить, для журнала «За рулем», — говорит он. — А в 2000-м приобрел уже «мерседес двухсотый», десять лет он мне отслужил. Вот на нем мы семьей ездили много, по десять тысяч километров наматывали за отпуск. Прокатились до Петрозаводска, объездили весь Русский Север, Псков, Питер, Карелию, побывали на Валааме и в Кижах, Костроме, Иваново, Ярославле, нашу область и соседние изучили вдоль и поперек. Как сказал когда-то бывший главный гаишник страны: есть машины, а есть «мерседес». Это эталон качества. Теперь, если верить слухам, они тоже сдали свои позиции. После него я стал покупать новые автомобили. И скажу, что сегодняшние китайцы нисколько не уступают по качеству ни японцам, ни американцам.
— Китайскую купили?
— А выбора-то нет. Или ты обрекаешь себя на проблемы с сервисом, потому что дилеры теперь не дают гарантии, они тоже не знают, а будут ли запчасти. Я выбрал Omoda — паркетник-кроссовер, купил в марте в первой партии, марка только заходила на рынок. С тех пор автомобиль подорожал на миллион рублей и вошел в пятерку самых продаваемых в России. Первые десять тысяч километров показали, что китайцы тоже умеют делать машины. Очень много электроники, которая облегчает работу водителя. Голосовой помощник прокладывает маршрут, открывает люк, включает музыку, распоряжается звонками — это удобно.
— Вы можете представить себя без колес?
— Когда есть дача, когда ты путешествуешь, то машина — необходимое средство передвижения.
— А вы как-то ласково называли свой автомобиль?
— Я и женщин-то ласково не называл, — смеется Леонид Иванов.
***
фото: Леонид Иванов и его новый автомобиль.