Уличным торговцам капризы погоды нипочем
В этом я убедилась в ходе рейда с сотрудниками департамента потребительского рынка по местам несанкционированной торговли.
— Eдем на улицу Моторостроителей. Там жалоба — торгуют. Хотя сейчас… Приедем, посмотрим, -говорит Иван Багишев, старший инспектор сектора административной практики департамента потребительского рынка.
Приехали. На углу возле «Магнита» женщина продает рыбу. Багишев говорит, что ее зовут Анжелика Николаевна.
— Близко к ней не подходите, -предупреждает инспектор и тут же: -Да я шучу.
Мы выходим из машины. Иван фотографирует прилавок. Выбор рыбы большой: мойва, форель, семга, селедка, налим.
— Вы ко мне, а больше ни к кому? У «Строителя» у Оксаны давно никого из проверяющих не было, — говорит продавец.
— Да? — с неким скепсисом реагирует Иван (и мне: совсем недавно были на улице Республики).
На прилавке из девяти коробок лежит камбала. Рыбы плоские, тушки в форме трапеций.
— Почему такая маленькая? -спрашивает инспектор.
— Просто она очищенная. Голову обрезали, поэтому такая. Берешь на сковородку и жаришь. Она с Камчатки едет, — разъясняет продавец.
Я разглядываю рыбный прилавок и чувствую, что мое присутствие женщину напрягает.
— Вы давно торгуете?
— Девушка, не буду я на ваши вопросы отвечать. Вы даже не стойте, я такая тетенька, нехорошая. Верите, нет? Мне неприятно.
Из принципа постояв на морозе еще пару минут, я возвращаюсь в машину, где инспектор Багишев уже заполняет протокол. Я с сожалением сообщаю ему, что у него с продавцом, похоже, отношения куда лучше.
— У меня со всеми хорошие отношения, — говорит инспектор. — Они же мне не какие-то там враги, просто я делаю свою работу. Мы стараемся искоренить уличную торговлю как явление, ежедневно устраиваем рейды, иногда совместно с полицией и службой судебных приставов, составляем административные протоколы, — и, закончив с бумагами, Иван Петрович снова направляется к импровизированному прилавку.
— Ознакомьтесь с протоколом и распишитесь, — говорит он Анжелике Николаевне. — А чего не говорите корреспонденту, сколько лет торгуете? Примерно хотя бы?
— Ну, сорок лет. И что?
— Сорок лет? Да не может быть!
— Тридцать один год уж точно. Пауза.
— Скоро день рождения у вас.
— Ой, а вы откуда знаете? — Анжелика Николаевна даже разулыбалась.
— Я же при составлении протокола записываю дату рождения.
…Мы едем обратно в департамент потребительского рынка.
— Ситуации разные бывают, — рассуждает Багишев. — Конфликты происходят крайне редко. Конечно, бывает, что нарушители высказывают недовольство или отказываются подписывать протокол, тогда административный материал составляется с участием свидетелей, а затем мы его направляем для рассмотрения в административную комиссию. За повторное нарушение назначается штраф в размере пяти тысяч рублей, за первичное нарушение выносится предупреждение либо штраф в три тысячи рублей. Нарушители бывают разные, кто-то попадается в первый раз, но есть и такие, у которых несколько десятков штрафов.
Как бы ни обижались уличные торговцы на проверяющих, есть еще жалобы, поступающие от граждан, на них сотрудники департамента обязаны реагировать. Можно поразмышлять на тему, почему тысяче прохожих Анжела Николаевна не мешает, а одному прохожему мешает. Который к тому же живет в другом районе. Возможно, просто любит, чтобы все было по справедливости, или ему нравится эпистолярный жанр. Но сотрудники департамента должны отработать и этот сигнал.
…За вторник и среду было составлено два протокола на вещи, три на рыбу и два по венкам. Объехали 20 адресов, где есть незаконная торговля. В четверг, первый морозный день, объезд состоялся, но никто не торговал. В пятницу и в субботу тоже не было торгующих на улице, сообщила Eлена Eремина, директор департамента потребительского рынка.
***
фото: