X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Писатель, любящий тире

Пришла весна, а вместе с ней — Тотальный диктант и курсы подготовки к нему «Русский по пятницам». Почувствовать себя вновь студентом, подышать университетским воздухом можно было с 29 марта. Курсы бесплатные. На них, как водится, и стар и млад.

Я впервые посетила аудиторию L-300 в корпусе на улице Ленина, 16. И сразу почувствовала, как образовались новые нейронные связи. Аудитория выглядит очень современно, сиденья расположены амфитеатром. Захожу вместе со своей прошлогодней знакомой Ириной Михалевич. Тотальный диктант ее всегда удивляет — в школе она была отличницей, а здесь (участвует Ирина с 2015 года) ни разу не написала даже на четверку: или на тройку, или на двойку. Но тем не менее она вновь на курсах.

Да, Тотальный диктант — это своеобразный челлендж, и не всегда он отражает грамотность, ведь у писателей встречаются авторские знаки, а есть еще и разные версии. Так, например, у Eвгения Водолазкина в тексте было 56 правильных вариантов оформления предложения. В этот раз текст будет от Анны Матвеевой, уральской писательницы и журналистки. Надо заметить, тренировочные задания взяты из текстов того же автора, что позволяет познакомиться с его стилем письма. Например, нам встретились и «заутреня», и «ноктюрн». Это, конечно, легкие слова, но, пожалуй, у некоторой части молодежи могут возникнуть трудности, если они ни разу их не встречали. Я просто отдохнула, слушая текст Матвеевой — там было про то, как выглядят картины, как здорово гулять ночью в музее.

На занятии нам рассказали о «Большом орфоэпическом словаре русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и ее варианты», составители — Мария Каленчук, Розалия и Леонид Касаткины. Председатель тюменской городской экспертной комиссии по проверке диктанта, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания и литературоведения ТюмГУ Наталья Кузнецова объяснила, что такое младшая и старшая нормы. Младшая — та, что появилась позже. Но школьникам в эти моменты нужно просто закрывать уши, потому что для сдачи экзаменов все это не пригодится. Десятиклассница Маргарита Горлевская, которая пришла на занятие, это понимает. На Тотальный диктант она собирается во второй раз.

— Текст красивый, -делится впечатлениями Ирина Михалевич, — но сложность со знаками препинания будет сто процентов.

Наталья Кузнецова пояснила, с чем действительно могут возникнуть трудности. Eсли коротко, то с тире. Их действительно уйма, и ставятся они в весьма неожиданных местах. Чтобы быть диктором, нужно еще и голосом уметь выделять тире, и не так, как запятую. Интересуюсь, как отличить знаки на слух.

— Тире — это большая пауза, во-первых, во-вторых — подъем тона, запятая — это тоже подъем тона, но менее выраженный, — отвечает Наталья.

— О чем говорит тире?

— О некоей прерывистости речи. О том, что речь наша не плавно развивается, а в ней есть какие-то перебивы, перебои. Это все отражается в прозе. А возникают они потому, что автор хочет отрефлексировать все свои переживания, все свои воспоминания. Мысли друг на друга наплывают, и это фиксируется с помощью тире.

— Eсть у Матвеевой какие-то приметы уральской прозы?

— Там просто такой хороший литературный язык. Уральской специфики я не обнаружила.

— В прошлый раз у нас был «Дерсу Узала», географические названия…

— Там был текст логичный, энциклопедический. Здесь, конечно, текст другой, хотя энциклопедичность тоже есть. Текст будет посвящен феномену дневников. Там тоже будут исторические сведения, так что энциклопедичность не пропадет. Но двоеточия все-таки ему несвойственны.

— А вообще подготовиться к Тотальному диктанту можно -или все-таки это лотерея?

— Легче писать, когда почитаешь именно этого автора. Eсть такое понятие — насмотренность.

— Как идет отбор авторов? Были другие претенденты?

— Автора выбирают среди лауреатов, номинантов литературных премий. Из тех, кто на виду. Анна Матвеева — номинант. Всегда была близко к награде. Она действительно очень рада, что ее выбрали автором Тотального диктанта.

— Вы напрямую сотрудничаете с автором?

— В переписке. Она очень много работает. Не в облаках витает, абсолютно трезвый человек. Приняла предложение участвовать с охотой.

Автору не заказывают тему, он пишет то, к чему лежит душа, главное — написать четыре части. Но предварительно оговаривается объем. У Анны Матвеевой получились тексты, немного превышающие необходимый размер, попросили убавить.

— Бывает соблазн заменить какое-то слово на более сложное, нежели автор употребил. Но мы стараемся такого не делать — как автор написал, так и написал. Бывает, упрощаем какие-то сложные конструкции, да и то не всегда, — делится Наталья Кузнецова. — Каждый текст — это филологическое приключение. Насколько писатели, стили разные. Абсолютно неповторимые, непохожие. Казалось бы, слова одни и те же, типов предложения не так много, но как по-разному их используют. Внимательно разбирать эти запятые -это действительно приключение. Это не надоедает.

— А потом, наверно, отдельное удовольствие — читать интерпретацию написавших диктант?

— Конечно. Предугадать пунктуационные фантазии пишущих абсолютно невозможно. И слова, и фразы — пунктуация во фразах может быть такая, что ее невозможно представить. На самом деле потом, поразмышляв, понимаешь, что так тоже можно было понять.

— Так может родиться новое правило?

— Во всяком случае, дополнение к существующим. Понимание того, что определенные правила требуют переформулировки. Люди так написали, и понимаешь, что надо было изложить по-другому.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Кандидат филологических наук, доцент кафедры языкознания и литературоведения ТюмГУ Наталья Кузнецова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта