X

  • 15 Октябрь
  • 2024 года
  • № 113
  • 5612

Был месяц май…

26 мая исполнилось ровно 60 лет с того дня, как тюменские месторождения, открытые нашими геологами начиная с июня 1960 года, начали работать, начали давать нефть.

Этих промыслов, самых первых, было три — Шаим, Усть-Балык и Мегион. Они не только открыли первую нефтяную навигацию. Они открыли эпоху в жизни нашего края. Из этого несколько засекреченного события выросло тюменское чудо — превращение таежной глухомани в промышленный край, где началась совсем другая жизнь, выросли города, проложены дороги — автомобильные и железные, а город Тюмень вошел в созвездие нефтяных городов.

Рассказ об этом дне начну с непритязательной фотографии: раннее утро в небольшом поселке, почти деревне. Это Усть-Балык, где было открыто, пожалуй, первое крупное нефтяное месторождение. И ему в связи с удобным географическим положением выпала честь стать одним из первых тюменских нефтяных промыслов.

Честно говоря, готовя этот проект, мы надеялись, что в архивах тюменской студии телевидения обнаружатся документальные кадры. Ведь оно успело попасть на первую полосу газеты «Известия» -его отправил радист теплохода «Ферсман», штабного судна тюменских геологоразведчиков. Но мне авторитетно заявили, что съемка эта не велась. Возможно, потому, что в 1964 году тюменское телевидение только просыпалось и работало, скорее всего, в любительском формате.

Словом, нам пришлось использовать те кадры, что запечатлены в фильме Омской студии телевидения того же года. Они и посвящены именно этим майским дням.

Зато тюменское радио в этом сюжете оказалось на высоте. В Усть-Балык отправился специальный корреспондент Василий Гилев. Мы рады предложить читателю полный текст его репортажа.

«…9 часов 55 минут утра. Вдали показывается пароход «Капитан», ведущий на буксире огромную нефтеналивную баржу. Пароход подходит к поселку и делает на реке своеобразный круг почета, приветствуя жителей Нефтеюганска продолжительными гудками.

…Грянул оркестр. Ровно в час дня 26 мая 1964 года Салманов, Шаповалов, Эрвье, Протазанов, Бахилов открывают задвижку, перерезают красную ленточку, и усть-балыкская нефть из резервуаров потоком пошла в отсеки баржи.

Послушайте, как, подобно морскому прибою, нефть плещет в танках баржи (несколько секунд в наушниках слышишь только тяжелый мощный голос нефтяной реки)… Зеленой улицы тебе, тюменская нефть!»

Я слышал голос своего коллеги Василия Гилева, с которым когда-то мы делили один кабинет в тюменском Доме радио. И живой плеск нефти, бьющейся в отсеках нефтеналивного судна.

И это был только один репортаж, а могли они звучать как нефтяное трио на тысячекилометровом пространстве от Шаима до Мегиона.

Впрочем, свидетелем и почти что участником тех далеких событий может стать каждый. Достаточно найти в интернете фильм Омской студии телевидения «Запах нефти».

А в тот день в Приобье все должно было сойтись. И оно сошлось. Случилось то, что было задумано -и так, как было задумано.

Работа операторов на промыслах. Приход буксиров с баржами и заливка барж. Капитан Вахрушев со своим буксиром — в Мегион. Капитан Третьяков — в Шаим. И капитан Лунин, фото его на этой странице — в Усть-Балык. Хочу напомнить, что всего на тюменских реках состоялось три навигации -с 1964 по 1966 год. Потом наши промыслы перешли на круглогодичный трубопроводный транспорт.

Фото из музейного комплекса (г. Нефтеюганск); из фильма «Жажда нефти» и из архива редакции.

***
фото: Капитан Николай Лунин;Первая баржа пришла в Усть-Балык;Деревня Усть-Балык, 1964 год;Открываем задвижку;Слушаю голос нефти;Первый оператор Усть-Балыка Александр Пономарев;Цветы героям дня;Буровая бригада Ричарда Аллаярова из Туймазы приехала в Нефтеюганск.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта