X

  • 15 Октябрь
  • 2024 года
  • № 113
  • 5612

Про Госпаровскую улицу

Проезжая по улице Профсоюзной к поселку Парфенова, невольно останавливаешь взгляд на оставшейся части Загородного сада, ныне называемого Александровским, затем — на спуске на бензоколонку и на магазине «О’Кей», за которым летом видны деревья, а зимой голые стволы, не знавшие подрезки и тюменского облагораживания. Я почти уверена, что большинство даже коренных жителей не знают, что кроется за этими деревьями. Там на узкой полоске у самой кромки Туры находится улица Госпаровская.

Название такое мелодичное, даже итальянское по сравнению с соседними Пристанской, Пароходской, Причальной, Водников, Сургутской. На этой улице с разбитой дорогой и множеством собак течет жизнь, но главное, там находятся исторические объекты, свидетельствующие о великих людях и их деяниях на благо Тюмени.

Под номером 3 на улице Госпаровской за сайдинговым забором находится здание, построенное купцом Иваном Ивановичем Игнатовым (1833-1915 гг.), организатором «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». В 1871 году им на Мысу построен Жабынский механический судостроительный чугунно- и меднолитейный завод, ставший позднее судостроительным заводом. Название завода связано с именем святого Макария Жабынского, чудотворца, жившего в старину близ города Белева, родины Игнатова. Уроженец Тульской губернии, Игнатов в Тюмень прибыл в 1860 году в возрасте 27 лет и прожил здесь до 82 лет. В 1893 году он построил первую электростанцию, принимал участие в строительстве водопровода и элеватора. Инженер по образованию, он был просветителем и меценатом.

Ранее улица называлась Новозагородной, после национализации речного флота в 1930 году ее переименовали в Госпаровскую — от «Госпар», то есть «государственное пароходство».

В 1995 году здание пароходства куплено Виктором Савченко, директором компании «Подводречстрой». Дом был в удручающем состоянии, он пережил расселение жильцов, остался бесхозным и едва не погиб при наводнении 1995 года, когда уровень реки поднялся выше девяти метров; первый этаж оказался полностью затоплен. Говорят, Виктор Савченко еще не знал, что здание обладает такой исторической ценностью. На первом этаже была размещена экспозиция о истории пароходства в Тюмени, там столько экспонатов, что за один день все рассмотреть невозможно.

На втором этаже находится музей «Царская пристань», где основные материалы посвящены семье Романовых, а именно пребыванию здесь царской семьи на пути в Тобольск, к месту ссылки. Добрым словом будем вспоминать Виктора Савченко, в марте 2022 года он скончался, оставив нам такой музей.

В музее есть зал, посвященный творчеству великой княгини Ольги Александровны Романовой, младшей дочери императора Александра III, сестры Николая II, — в основном это акварели с пейзажами, цветами. За свою жизнь она написала более 2000 картин, которые в эмиграции стали для нее источником дохода. Часто задаются вопросом, как эти картины попали в музей? В 1920 году Ольга Александровна со вторым мужем, Н.А. Куликовским, и двумя сыновьями эмигрировала в Данию, затем в 1948 году переехала в Торонто, где умерла в 1960 году в возрасте 78 лет. В России она больше не появлялась.

Первый брак Ольги Романовой с герцогом Петром Александровичем Ольденбургским был неудачным, тяжелым, длился он довольно долго — с 1901 по 1915 год, закончился разводом. Позднее она вышла замуж за полковника Куликовского, в браке родилось двое сыновей (Тихон и Гурий). Так вот жена Тихона, Ольга Николаевна Куликовская-Романова, два раза бывала в Тюмени и в этом музее, ею и были подарены эти акварели (копии) и другие ценные экспонаты. В апреле 2024 года в Москве коллекция, содержащая 43 акварели Ольги Александровны, была продана на аукционе за 60 миллионов рублей.

Надо сказать, что герцоги Ольденбургские, что отец, что сын, оставили современникам неприятные воспоминания о себе. Сын Петр Александрович всех удивлял своим ростом и худобой, лысой головой и маленьким сухим лицом. Был не очень общителен, непостоянен, не скрывал нетрадиционной ориентации. После революции эмигрировал в Париж. Александр Петрович Ольденбургский был верховным начальником санитарной и эвакуационной службы армии, в годы Первой мировой войны проигнорировал изобретение противогаза, разработанное химиком Зелинским и усовершенствованное химиком-технологом Куммантом, поэтому русские солдаты погибали от хлора, спасаясь тряпкой, смоченной болотной водой или собственной мочой, чаще зарываясь в землю, через которую дышали, или завертываясь в полу шерстяной шинели, хотя солдаты Антанты были в противогазах.

В музее есть большая библиотека, в которой находятся книги Михаила Пришвина, племянника Ивана Игнатова. Пришвин учился в Орловской гимназии и был отчислен в четвертом классе «за дерзость учителю», после чего Игнатов пригласил его в Тюмень и устроил в реальное училище. Позднее дядя направил его на обучение в Лейпцигский университет на агрономическое отделение. В романе «Кощеева цепь» Пришвин описал жизнь и быт своего дяди в Тюмени. Роман издавался в 1923 году и второй раз после смерти писателя в 1954 году.

Музей «Царская пристань» стал местом паломничества православных верующих. Это место они считают святым. Около здания установлены два поклонных креста -один установили православные на свои пожертвования, другой — сибирские казаки.

Eсли обойти здание, то за оградой сохранились железнодорожные рельсы, которые доходили до станции «Тура» и речной пристани, где в 1917 году семья Романовых делала пересадку на пароход «Русь», направляясь в ссылку в Тобольск. Сейчас этот исторический перегон полностью разобран для продолжения строительства набережной.

Выйдя из музея, можно пройтись вдоль улицы, где справа возвышаются дома кварталов «Александровский сад» и «Речной порт», слева старые двухэтажные деревянные, но достаточно высокие, сложенные из мощных бревен, с большими окнами, украшенными наличниками с резьбой растительного рисунка, это дома под номерами 27 и 29. Дом на Госпаровской, 29 построен в конце XIX века и принадлежал торговому дому «Михаил Данилович Плотников и сыновья», сейчас он под охраной государства, а несколько лет назад на аукционе продан в частные руки, и теперь новый владелец отвечает перед государством за его реставрацию и сохранение. Неподалеку можно увидеть электростанцию Игнатова, которая освещала пароходство, пристань, по которой шли вечерние прогулки, дом хозяина и Ильинский монастырь. Здание недавно восстановлено и выглядит красиво, в нем расположен офис строительной компании «Брусника».

Пройдя еще немного по обычно безлюдной улице, можно подойти к бывшему жилому дому Игнатова, от которого остались фрагменты стен, часть фундамента и заросший липовый сад. Фасадом дом выходил на Туру, и с наступлением весны Игнатов каждое утро на лодочке переезжал на левый берег Туры, где строился, а потом работал его завод. Неужели нельзя было сохранить этот дом или сделать табличку и указать фамилию и дела хозяина этого дома? На Мысу он построил школу, больницу и дома для рабочих. Стыдно и грустно признаться, что такое мощное производство не сумели сохранить. Очень жаль, что считается неизвестным и место захоронения Игнатова. Семьи и детей у него не было, а племянник, для которого он так много сделал, могилой дяди, видать, не занимался, хотя прожил 80 лет и умер в 1954 году. В одних источниках указано, что Игнатов похоронен в Тюмени, в других — что в последние годы жизни он уехал на родину и место захоронения не установлено.

Михаил Пришвин жил хорошо, в Москве у него была громадная квартира, в деревне Дунино — прекрасная дача, даже лучший фотоаппарат «Лейка», которым он делал первоклассные снимки природы и жизни страны от берегов Белого моря, Архангельска, Северной Двины до Владивостока. На старости лет Пришвин женился на молодой писательнице Лиорко, оставив жену с двумя сыновьями, много ездил по стране, мог бы заехать и в Тюмень, на родину дяди, позаботиться о его могиле, но нет. Я думаю, что Игнатов в те непростые годы считался пятном в биографии Пришвина, и не случайно жизнь в доме дяди в книге «Кощеева цепь» писатель обрисовывает с некоторым пренебрежением.

Я написала запрос в Белевский музей о судьбе Ивана Игнатова, в первую очередь о месте его захоронения, но они ничего не знают, зато восхваляют Пришвина.

Eсть надежда, что улицу Госпаровскую вскоре обустроят, восстановят исторические здания, и она станет лучшим напоминанием о людях, много сделавших для города.

ФОТО WIKIMEDIA.ORG И ТАТЬЯНА ЛИСТОПАДСКАЯ

***
фото: Великая княгиня Ольга Александровна с мужем и детьми;Памятный знак царской семье.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта