От судьбы не убежишь
Томас Манн. Признания авантюриста Феликса Круля. АСТ, 2012.
Роман привлекает внимание острым сюжетом, блистательным стилем и прежде всего ярким образом антигероя — обаятельного юного циника, свято верящего в силу обстоятельств, преступника-интеллектуала, который, несомненно, нарушает закон, но, как ему кажется, противостоит общепринятым правилам, которые он отвергает и которым противопоставляет свой принцип личной свободы.
Феликс начинает свой путь с работы лифтером в одном из парижских отелей. Наблюдая за постояльцами, людьми далеко не бедными и не скованными нормами морали и этики, он и сам начинает наслаждаться той жизнью, которую проживают они.
Страшно сделать неверный шаг, ведущий на темную сторону, и не заметить этого. Или заметить, но пойти дальше, испытывая судьбу на прочность.
Все мы подвержены действию одних и тех же природных сил, и во многом не властны над собой в своих порывах и стремлениях. И только порой неимоверными усилиями разума способны совладать с натурой. Но все равно в каждом из нас находится «костяк, унаследованный от доисторических рептилий». И автор как бы оправдывает столь раскрепощенный стиль жизни главного героя.
Видимо, сущность этого вечного танца жизни неизменна на протяжении времен. И не зря ухаживания в романе соседствуют с тщательно прописанными картинами корриды.
Думаю, что если бы Манн продолжил историю похождений своего Феликса, то те же самые законы жизни мы бы вместе с ним обнаружили бы не только в Лиссабоне, где главный герой надолго задержался, но и в любом другом месте планеты. Но сколько ни убегай, от судьбы и от себя не убежишь. Символично, что роман не окончен. Бег по жизни или от нее — явление бесконечное.
***
фото: