Королева красоты говорит «прощай»
Одни мои знакомые сегодня в театр драмы почти не ходят — дорого. Другим кажется непомерно длинным формат спектакля. Честно говоря, я тоже почти не хожу. Билет могу купить только на балкон, где у меня почти сразу начинается боязнь высоты, близость люстры впечатляет. Но премьера спектакля «Королева красоты» по Мартину Макдонаху меня заинтересовала.
Все, как мы любим — социальное, острое и с черным юмором. Да и фото анонса с чрезмерным театральным «социальным» гримом впечатлили. Кстати, Макдонаха хотела прочитать давно, но все не получалось продраться сквозь дебри текста. Как оказалось, он очень театральный драматург, на сцене его пьесы оживают.
Итак, что мы имеем: Ирландия, двое — мать и дочь — живут в беспросветном дне сурка без возможности выбраться из этой рутины. Где-то есть другая прекрасная жизнь, и она запечатлена в американских постерах на стене или австралийских передачах по телевизору, который становится равноправным героем пьесы. Согласитесь, эту Ирландию запросто можно перенести и в наши реалии.
Нарядная публика драмы, кажется, не вся была готова к подобному когнитивному диссонансу. В начале спектакля, кстати, звучит музыка известных рокеров The Doors, Nirvana — все те, кто с буржуазией как раз боролся. Нельзя сказать, что драмтеатр не предупреждал. Он даже написал в соцсетях перед описанием спектакля — «осторожно». И тем не менее одну даму с балкона на моих глазах вывели. Она очень громко возмущалась: «Кто написал такой текст!» Когда ее выводили, она оправдывалась — у меня театральное образование.
Перевод пьесы, кстати, для нашего драмтеатра сделали специально. Решила проверить, может, там действительно какие-то глобальные отклонения? Но нет, все по тексту.
Актрисы, а это Кристина Тихонова и Олеся Казанцева, играют в разных плоскостях. Одна использует комедийные шаблоны бабушек, которых сегодня на телевидении хватает, даже с лихвой. Например, таких бабушек играют Андрей Рожков и Александр Ревва. Это смешно, но не увязывается с надрывной реалистичной Морин — Олесей Казанцевой. Олеся очень вписывается в персонажа. И даже внешне. У нее хорошо получаются бытовые детали — поднять ведро, возиться на кухне. Каждый раз, когда она заходит в дверь, она как будто приносит с собой ветер. А ее надрыв берет начало из всех «острых» героинь сегодня. Например, мне вспомнилась резкая следовательница Вера Мартынова в исполнении Дарьи Савельевой из «Обычной женщины». Там у нее тоже были проблемы с пожилой матерью.
Тема деменции сегодня модна, актуальна, на ней даже спекулируют. Мать в «Королеве красоты» получилась смешной. Но складывается впечатление, что она только образ, у нее нет своего голоса. А ведь мы видим, что Мэг забавная, дружелюбная. Даже находит общий язык с молодым парнем Рэем. Танцует. Но с дочкой не задалось. Вспоминаю прекрасный фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом. Там тоже старик с деменцией и дочь. Там мы слышим отца. Здесь же драма дочери. Она считает мать повинной в отсутствии у нее, Морин, мужчин. И цепляется за пропавшего на двадцать лет, а потом появившегося героя Пато, тоже инфантильного. Кстати, его играет Николай Аузин, и лучшим комплиментом его актерскому мастерству будет то, что я его не узнала и до конца гадала, он это или не он. Николай здорово перевоплотился в милого деревенского недотепу, которому удается вырваться из трясины. А их с Морин любовные сцены просто как будто сошли с постеров, которыми могут быть украшены такие дома. «Титаник», да и только. Попсовость этих моментов не сказывается сильно на общем повествовании, хотя и чуть выбивается из колеи.
Но и с Пато не задалось. Может, дело в письмах от него, которые не доходят. А одно из них мать даже сжигает. Эти неполученные письма — метафора непонимания.
Один из второстепенных надоедливых героев — Рэй, брат Пато. Парень в бейсболке. Он все время делает танцевальные движения -заело? Кажется, что выбранный ход слишком примитивен. Но, возможно, именно он передает механистичность и заезженность пластинки того места, где они живут. Когда все одно и то же, а раскрашивают жизнь лишь новости об убийстве.
Почему «Королева красоты»? Так назвал героиню ее возлюбленный. И когда Морин узнает, что тот заключил помолвку с другой, то просит передать ему в письме: «Королева красоты говорит: «Прощай». У Морин — в отличие от ее матери — абсолютно нет чувства юмора. Кажется, в 40 лет она так и не повзрослела и осталась жалеющим себя, вечно раненым подростком.
После спектакля зрители обсуждали увиденное. Были совсем молодые, кто говорил, что собирался прочитать, а тут как раз спектакль. Были и матери. Так, например, на спектакль пришли подруги, зрительница Ирина была очень взволнована, и это скорее было не театральное, а психологическое переживание. Eй не хочется, чтобы у них с дочерью возникли такие же отношения: «Мы эту роль матери примерили на себя. Стало страшно. Оглушило, что на самом деле -да, с возрастом можно свалиться вот в такое. Eще больше хочется пораньше отделить детей от себя, чтобы у них все было хорошо».
Но, пожалуй, как мы видим в спектакле, сепарация не всегда становится панацеей. И когда-то героине придется повзрослеть, чтобы понять — дело не в окружении, а в самой себе. Королева красоты говорит «прощай», и «привет» говорит преступница, героиня новостных сводок, обычный контингент острова, с которого она так хотела убежать. Но от себя не убежишь. И вот уже в кресле вместо Мэг сидит Морин.