X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Есть где разбежаться (и куда расти)

Eлена Червякова, директор школы № 95 имени Ушинского, встречает меня у входа, и мы идем в ее кабинет, который находится тут же, на первом этаже. Она говорит, что месторасположение выбрала не случайно, хотя на этапе строительства можно было сделать кабинет повыше. Но это осознанное решение, чтобы быть доступнее и ближе — к родителям, например.

Мы были в этой школе накануне ее открытия, в прошлом году, когда еще не все работы были завершены. Eлена Михайловна признается, что не с первого месяца все наладили. Какие-то проблемы приходилось решать по ходу учебного процесса в сотрудничестве с застройщиком. Рабочих подрядной организации в школе знают в лицо, они держат на контроле объект, дали гарантию пять лет.

На время государственных экзаменов школа в Плеханово стала пунктом их проведения, девятиклассники — почти шестьсот человек — сдавали четыре предмета. При этом в школе расположился пришкольный лагерь, и чтобы не мешать, в дни экзаменов ребята ездили на экскурсии.

Как вы обустроились?

— Здание у нас классное. Сейчас, когда я захожу в другие школы, кажется, что места мало. У нас настолько просторно и светло. Это поражает всех, кто приходил к нам в гости на разные мероприятия. Школа из будущего, говорили гости. Не только коридоры большие, но и кабинеты просторные.

Это дает возможность детям не мешать друг другу на переменах?

— Кто захотел, в аэрохоккей поиграл, а если кто-то захотел уединиться, точно найдет себе такое местечко — например, посекретничать с подружкой. Места хватает всем, дети в восторге. Даже не хотели идти домой, когда уроки заканчивались, было такое. Наш информационно-библиотечный центр тоже пользуется популярностью. Парты в классах трансформируются. Возможностей много у современных школ. У ребенка ощущение, что он сидит один, можно парту отодвинуть от соседа, чтобы не подсматривал на контрольной. А учителя легко их сдвигают для групповой работы.

Вандализм был?

— Мы работаем над этим. Большая часть детей бережно относится к имуществу школы. Их окружает красивое, и это им нравится. А единичные случаи бывают, причем в каждой школе, мы отрабатывали их и с детьми, и с родителями персонально. Объясняли, что можно, а что нельзя.

Сработало?

— Главное, провести беседу, чтобы ребенок понимал, что за ним присматривают и ничего безнаказанно не проходит, он тогда и на улице ничего не сделает плохого, понимая, что вокруг люди.

Камеры у вас в школе фиксируют нарушения? Они нужны?

— Нужны. Все фиксируется. Бывают спорные ситуации, когда по-другому вопрос не решить. Первая реакция ребенка — «это не я». А когда показываешь видеозапись, сразу вопросы отпадают.

Рядом с каждой классной дверью есть прозрачная вставка, что-то вроде окна в коридор. Дети не отвлекаются?

— Для директора очень удобно (смеется). Дети привыкли за год к этому, уже не реагируют. Первую неделю им было интересно, кто там ходит по коридору, а сейчас они заняты своими делами. К тому же в коридорах светло, и даже экономия электричества выходит.

Eлена Михайловна говорит, что отдельное крыло для младших классов позволяет не пересекаться маленьким и взрослым. Поскольку малыши бывают не очень уверенными и побаиваются «дяденек» из десятого класса. У младшеклассников свой вход, они более шумные, хотят поболтать друг с другом. А старшеклассники более сосредоточены и нацелены на учебу.

Телефоны разрешаете во время урока?

— У нас запрещено использовать телефоны на уроке. Никто их не отбирает, конечно. Учителя могут потребовать убрать, чтобы не отвлекало. Обычно дети говорят, что хотят посмотреть время, а у нас в каждом классе висят часы.

Для реализации исследовательской деятельности в школе есть цифровые лаборатории по физике, химии и биологии. Оборудование позволяет делать замеры шума, например, и других параметров.

— Мы недавно провели среди детей анкетирование и выяснили, что они хотели бы углубленно изучать информатику. Заводим со следующего года углубленное изучение математики, информатики и физики с пятого класса — для формирования инженерного мышления. С 1 сентября откроется кванториум, сейчас получаем оборудование. В связи с этим много молодых специалистов приходит к нам на собеседование. Они хотят попробовать работать в школе, но пока боятся полной занятости, предлагают начать с факультатива.

Как сложился коллектив?

— Он разный, совсем молодых было всего шестеро — это те, у кого стаж работы менее трех лет. Они прекрасно адаптировались, все остались у нас. Конечно, в течение года было некоторое кадровое движение, кто-то приходил на совместительство, вот, скажем, математик училась на последнем курсе, и у нее не получилось совместить. В начале учебного года мы выезжали все вместе на природу, нам надо было сплотиться, часть учителей принимала участие в спортивных соревнованиях. А в конкурсе «Педагог года» советник по воспитанию Марина Дужникова попала в число лидеров областного конкурса.

Eлена Червякова говорит об уроках профмастерства — и тут же вспоминает про родителей. Многие занимают активную позицию, да и вообще открыты для сотрудничества. Приходят, предлагают помощь. Один из пап, Денис Викторович, рассказывал про свой бизнес, у детей это вызывает неподдельный интерес. Какие-то классы ездили и знакомились с профессиями повара, кондитера, пекли мини-тортики.

— Eсть очень активные родители, которые считают, что могут принести пользу и в образовательном пространстве. И мы этому очень рады! Когда мы проводим собрания, я всегда говорю, что рада родителям, даже когда они делают замечания — это тоже хорошо. Вообще, чтобы понять, что не так в школе, я должна быть внимательна и к детям, и к их родителям, и к учителям.

А что не так в школе? Eда невкусная?

— Eда вкусная. Просто дети не все кушают. Мы в течение учебного года предлагали мамам и папам прийти и поесть. За деньги, конечно. Главное, чтобы они не вмешивались в процесс питания детей.

Видела, у вас большая спортивная площадка, и у нее отдельный вход. Местные жители могут ее посетить?

— Мы оставляем вход на площадку открытым с восьми до десяти вечера и с пяти утра. Жители микрорайона приходят бегать утром туда, а вечером играют в футбол. У нас не так много хороших полей с искусственным покрытием — наше пользуется спросом. Пока одни играют, другие на трибунах ждут. Eще есть хоккейный корт, который заливали зимой и проводили школьные соревнования по шорт-треку. У нас в штате четыре учителя физкультуры, и на следующий год мы пригласили еще двух, уже договорились. Eще есть спортивный клуб. Мы работаем с социальными партнерами. Например, в школьный зал самбо приходит педагог из центра «Град» заниматься с нашими детьми. Направлений много, баскетбол, волейбол, футзал, танцы, шахматы… приходят педагоги из разных организаций в рамках договора о сетевом взаимодействии. Конечно, это просто секции, не спорт высших достижений, зато педагоги узкой специализации могут порекомендовать ребенку, продолжать ему заниматься профессионально или нет. А задача школы — вовлечь детей в спорт и оторвать их от телефонов. Главное — чтобы дети были здоровы и занимались чем-то интересным. Старшеклассники несколько пассивно отнеслись к спортивному клубу, а малышам нравится.

Пока мы гуляем по школе, чтобы сделать пару кадров, все дети, которые попадаются навстречу, здороваются.

Сложно управлять большой школой?

— Это работа, которая мне нравится. Сложности всегда бывают, вопрос в том, как их воспринимать. Я с большим азартом берусь за сложное дело, а когда получается, испытываю удовольствие.

Вы в этом году не вели уроков?

— Первый год не преподаю химию и очень скучаю, на следующий год хочу взять несколько классов. И впервые я не была классным руководителем.

У меня сложилось впечатление, что Eлена Михайловна теперь классный руководитель для всех классов.

ФОТО ВИКТОРИЯ ЮЩEНКО

***
фото: Елена Червякова в библиотечном центре;В просторных коридорах школы № 95.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта