X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«В нашей шхуне сделали кафе…», или Маршрут по местам трудовой славы

Была такая ностальгическая песня о пиратах, которые сменили полную опасностей морскую жизнь и «избрали город вечной базою». Я понимаю, что несерьезно, мягко говоря, начинать разговор о героическом тюменском прошлом с такой песенки. Но подумалось: время идет, даже просто летит. Что знают сегодняшние жители без пяти минут миллионного города о недавних, но уже прошлых годах? Или — что могут узнать о них, что может город сам рассказать о совсем недавнем времени, рассказать языком улиц, повествованием зданий исооружений?

Мне-то хорошо. Я успел практически к самому началу. К первой промышленной нефти, к первым нефте- и газопроводам. На моих глазах вчерашние северные деревни, вроде Сургута или старого Вартовска, становились городами. А в тайге буквально на пустом месте появлялись жилые дома, а к ним дороги. Или наоборот: пришла дорога, а вслед за ней вырастал город.

А что Тюмень? Eй просто пришлось оказаться центром всего происходящего, штабом, принимающим решения. Мозгом происходящего и все-таки произошедшего переворота, который начинался на наших глазах. Следы этого, своеобразные памятные знаки, мы видим или можем увидеть на всем необъятном пространстве Западной Сибири.

К чему эти напоминания типа «но где же прошлогодний снег»? Говорят, что даже камни городов хранят память и даже могут говорить о прошлом.

А о чем нам могли бы напомнить каменные здания? Например, те, что были штабами, о которых уже упомянул? Ведь в них уже стих гул голосов, треск телефонов, допоздна горел свет в окнах, и нередко кто-нибудь срывался прямо с крыльца и гнал в аэропорт, где уже прогревал двигатели самолет или вертолет…

Словом, я двинулся в путь по хорошо знакомым адресам, где совсем недавно помещались главки, тресты, объединения — как я уже написал, штабы, которые руководили теми, кто совершал великий поход.

Самые-самые из них, на мой, конечно, взгляд, это — «Главтюменьгеология», «Главтюменьнефтегаз», «Главтюменьнефтегазстрой», «Главсибтрубопроводстрой», объединение «Тюменьстройпуть». Хотелось разыскать и «Сибкомплектмонтаж».

На бывшем здании «Главтюмень-нефтегаза» висит красиво оформленная и легко читаемая мемориальная доска. Хотя сам главк давно разделился на несколько десятков, а то и больше компаний, но все-таки память о трудном и славном прошлом сохраняется.

Хотелось бы продолжать в том же духе, но.

…Улица Республики, 59 — массивное здание строительного главка. Взбираешься по ступеням на высокое крыльцо, и вот уже на тебя смотрит знакомое лицо. Мемориальная доска рассказывает о первом начальнике «Главтюменьнефтегазстроя» Барсукове — портрет и текст, в котором перечисляются его боевые и трудовые награды. Думаю, что это совершенно справедливо, что увековечена память об этом человеке. Но ведь главк — это многие десятки тысяч инженеров и рабочих, которые, по сути, и были «Главтюменьнефтегазстроем». Благодаря их труду, их мужеству на Севере построены десятки городов и поселков. Построены промыслы, нефтеперекачивающие станции, то, что сделало большую Тюмень такой, какой ее весь мир воспринимает и сегодня. И эти подразделения главка, его «Тюменьгазстрой», «Сургутгазстрой», «Севергазстрой» и их многочисленные сотрудники.

Но тщетно я искал на фасаде этого многоэтажного здания хоть какое-нибудь упоминание о «Главсибтрубе» — так сокращенно называли «Главсибтрубопроводстрой», размещавшийся в этом же здании на пятом этаже и выше. Этот славный коллектив создал, кроме всего прочего, и чудо двадцатого века — трансконтинентальный газопровод Уренгой — Помары — Ужгород, точнее, его самое трудное северное плечо. О нем слагали стихи (например, поэт Александр Гришин «Река без излучин») и писали книги. Но позабыли оставить хоть какой-то памятный знак о том, что здесь было. А ведь бригадиры сварщиков «большой трубы» — Каленов, Можаров и другие — не сходили с экранов телевизоров.

А теперь ты стоишь и не очень уверен в адресе.

А кто помнит, что такое или кто такой «Тюменьгазмонтаж»? Комсомольско-молодежный трест, выросший из небольшого строительного управления СУ-19. Когда-то они стали площадкой, где проявился и развивался так называемый блочный метод строительства. Северные объекты — насосные, компрессорные или котельные — сначала собирали в цехе в Тюмени. Потом, разделив на блоки, разбирали и отправляли блоки на Север. А там, на строительной площадке, требовалось только подготовить фундамент, на котором установку складывали, как ребенок — дом из кубиков.

А затем появился трест «Тюменьгазмонтаж», а потом и объединение «Сибкомплектмонтаж». Так и зашагала по тюменской земле замечательная идея — блочный метод строительства. Одна из газет того времени даже напечатала об этом методе и этих людях очерк под названием «Блочность высоких широт». За внедрение и широкое использование этого метода руководитель комсомольского треста Игорь Шаповалов был награжден Почетным знаком ВЛКСМ.

Дом номер 105 по улице Мельникайте, где находился этот трест, спрятался в глубине квартала. Eго фасад густо залеплен рекламными вывесками. Я кружил там, вспоминая и первую нефтеперекачку Куминскую, и суперблоки, которые делала бригада Героя Социалистического Труда Михаила Буянова. Какая-то девушка подошла к зданию и взялась за ручку двери, но я спросил, знает ли она, что здесь находилось? Нет? Я рассказал немного о «Тюменьгазмонтаже».

— Никогда бы не догадалась, что стоит за нашей пятиэтажкой, -сказала моя случайная слушательница.

Двинемся дальше на улицу Рижскую, где на доме N 74 висит доска в память о бригаде военных транспортных строителей, которые строили дорогу на Сургут. Доску установили два бывших военнослужащих этой бригады — Степан Киричук и Александр Петрушин. Поблагодарим их и вернемся в центр города.

…Не заметить громадные буквы «Главтюменьгеология» невозможно. У бывшего штаба геологов многое напоминает о славном прошлом, о подвигах наших разведчиков. Eсть памятник Эрвье. Здесь же мемориальная доска, посвященная Юрию Георгиевичу. Eще одна стела. Зато там, где не одно десятилетие находилось управление поисками углеводородов (улица Республики, 48), где на третьем этаже был кабинет Эрвье, об этом ничего сегодня не напоминает.

Пора уже приняться за изучение результатов нашего скромного исследования. Итак, что с нашей памятью, что мы помним и от чего отворачиваемся? Как правило, мы помним первых руководителей. Это верно — они и личный след заметный оставили в истории. А рядовые этого великого похода -где они найдут след своего дела, след многих лет, которым отдали свою жизнь?

Вот фронтон здания по улице Герцена, 72, где с конца шестидесятых и до недавнего времени размещалось объединение «Тюменстройпуть», выстроившее одну из самых длинных в наши дни железных дорог в нашей стране — Тюмень — Тобольск — Сургут — Уренгой. Но тщетно будем мы искать награды на фасаде. А вместо этого новые хозяева -что им до славы транспортного строительства! — написали свое: бизнес-центр «Герцен». Хотя в отношении Александра Ивановича слово «бизнес» звучит двусмысленно. Он провозглашал нечто иное.

Да, на фронтоне есть два памятных знака. Но настойчиво повторяю, что все транспортные строители заслуживают памятника, который напоминал бы об их подвиге. На фронтоне об этом ни слова. Там висят портреты начальника объединения и управляющего трестом «Тюменьдорстрой». А кто вспомнит о строительно-монтажных поездах, мехколоннах, мостоотрядах, о бригадирах?

Прошлое закончилось, но память не имеет права остывать. Я с удовольствием отправился бы на экскурсию по памятным местам Тюмени, связанным со знаменательными временами преобразования тюменской земли. А разве есть такие экскурсии?

В последние годы в Тюмень по программе сотрудничества переезжают ветераны севера, герои ударных строек. Те, кого с полным основанием мы можем назвать рядовыми великого похода, который превратил (или которые?) эту окраину в энергетическое сердце страны. Каково им видеть свои штабы, превращенные в рекламные тумбы салонов красоты и тому подобного?

Так и стоит бывший корпус «Тюменьгазмонтажа», оклеенный со всех сторон этой рекламой. Словно затонувший крейсер, пенитель морей, облепленный со всех сторон ракушками, а теперешние его обитатели и знать не знают о героическом прошлом.

А бывшим домам купцов и промышленников повезло — их холят и лелеют, в честь их бывших хозяев возводят целые кварталы, а память о людях, совершивших, казалось, невозможное, о многотысячных коллективах строителей и производственников, гаснет, если не погасла совсем… Мне скажут: есть в Тюмени улица Газовиков, проезд Геологоразведчиков, улица Монтажников и других масс безымянных героев. А назвать, например, улицу Газпрома — непривычно? Или слабо?

ФОТО НИКОНА ЛEЙКИНА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта