X

  • 04 Октябрь
  • 2024 года
  • № 108
  • 5607

Из уренгойских хроник

Вступление 1.

Пятидесятилетний юбилей Нового Уренгоя как города станут торжественно отмечать в 2025 году. Напротив моего письменного стола уже висит акварель, которую я когда-то привез из северной командировки. Полукруглая излучина реки, редкие сосны, багровые краски ранней северной осени. На этом месте, запечатленном художником из студенческого отряда, сейчас стоит город Новый Уренгой. Он рос на наших глазах, когда там появились операторы по добыче газа, когда сюда приехали демобилизованные пограничники. Строились УКПГ (установки комплексной подготовки газа) и жилые кварталы. Прямо со съезда прибыл ударный комсомольский отряд, а следом и библиотека от журнала «Смена». А потом и «большая труба» — газопровод от Уренгоя до Ужгорода. И все это на наших глазах, при жизни одного поколения.

Вступление 2.

Начало этой в общем-то оптимистической истории лежит за пределами здравого смысла…

Геофизики, к которым я заехал в одной из своих командировок, устроили свою базу в брошенном лагере на «мертвой дороге», где-то между нынешними Надымом и Новым Уренгоем. Место это почему-то обозначалось трехзначным числом, которое все принимали за километраж — расстояние от этого лагеря до какого-то места. Хотя на таком расстоянии вообще жилья не наблюдалось. Лет через двадцать, погружаясь в историю строительства N 501, я понял: то, что мы приняли за километраж, на самом деле — номер колонны или лагпункта, который здесь находился.

Строительство после 1953 года будто бы законсервировали, а потом и вовсе бросили. Лагпункты должны были стать станциями и разъездами железной дороги Салехард — Игарка, стали и нулевыми точками геофизических и геологических поисковых маршрутов.

3. От Ярудея до Ягельной

С точки, которая называлась Ярудей, и отправился в начале шестидесятых начальник геофизической партии Юрий Копелев.

— В Ярудее была база партии, -рассказывает Юрий Самуилович. -Удобное место. Рядом маленькое озерко, на него садились самолеты на поплавках. А других мест, чтобы расположиться, просто не было. Назывались мы — Надымская производственная опытная электроразведочная партия, я был ее начальником. Один наш отряд пошел по трассе железной дороги, а я двигался с Ярудея на восток. Пришли от Ярудея до Пура на плавающем вездеходике ГАЗ-47: пять человек и аппаратура.

Пришли в Старый Уренгой. Это был 1960 год. Профиль начали мы еще с Ярудея, а пришли на Пур в конце сентября, уже снежок, и мы свою работу закончили. Мы не взрывали, а использовали естественное электромагнитное поле земли. Ставили два электрода и разматывали две коротенькие линии, заземляли их и получали осциллограмму. А потом, уже в Ярудее, ее обрабатывали. И на этом профиле мы нашли три громадных перегиба — будущие структуры. Первая — в районе Пангод, вторая -на водоразделе рек Надыма и Пура (аномалия большая), а третья около Пура. Это Пуровская зона поднятий. Именно там потом нашли Уренгой. Какова мощность будущей структуры, мы не могли даже предположить. А я через два года подал докладную Эрвье, что надо бурить. Тем летом как раз буровой станок везли в Тарко-Сале. Река обмелела, и станок зазимовал в Уренгое. Я предложил этот станок использовать и пробурить первую скважину на нашем поднятии, на Уренгое. Самая высокая точка поднятия была как раз на станции Ягельная, там, где сейчас город Новый Уренгой. Эрвье направил мою докладную на согласование по отделам.

4. И совет командиров решил — подождать

Продолжение этой истории — в книге воспоминаний Юрия Георгиевича Эрвье «Сибирские горизонты», там, где речь идет о разведке на севере области.

«…Расширяли буровые и геофизические работы, обобщали геолого-геофизические карты. На Севере вырисовывались Тазовский, Северный, Ненецкий и Ямальский своды. Появился и Уренгойский вал. Летом 1963 года его пересек магнитотеллурическим профилем Ю.С. Копелев, подтвердив наличие вала большим по протяженности перегибом на трассе непостроенной части железной дороги Салехард — Игарка.

Тем же летом на отрисованном на карте по данным гравиметрии и магнитометрии Северном своде речной сейсморазведкой были выявлены на реках Пяку-Пур и Пур-Пе перегибы. Решили зимой поставить там площадную геофизику, но, не дожидаясь ее результатов, на высоких местах перегиба на реке Пур-Пе выбрать место и заложить скважину.

В навигацию 1963 года из Салехарда туда была направлена буровая установка для бурения скважины на три тысячи метров. Лихтер с погруженной на него установкой дошел только до Уренгоя. Уровень воды в реке Пур резко упал, идти дальше судно не могло. Да и время уже было позднее. Установку выгрузили в Уренгое. От него до точки, где намечена скважина, более двухсот пятидесяти километров. Нужно было ждать следующей навигации, чтобы водой доставить установку и нужные материалы на место.

Позвонил Бованенко (руководитель треста «Ямалнефтегазразведка» — Р.Г.) и посоветовал ему посмотреть возможность использования оборудования на Уренгойской аномалии, заложив скважину в самом возвышенном месте на профиле Копелева. Этому благоприятствовало наличие на трассе железной дороги брошенных поселков, которые можно было приспособить под жилье буровой бригады.

Он высказал отрицательное мнение, но обещал все выяснить и взвесить. К этому вопросу мы вернулись зимой, в один из приездов Бованенко в управление. Состоялся разговор.

— Ну что, Вадим, рассмотрел возможности использования установки на Уренгойской аномалии?

— Да. Я посылал специального человека, он детально во всем разобрался. Дороги от Уренгоя (имеется в виду поселок, который позже называли Старый Уренгой —Р.Г.) до места возможной закладки скважины нет. Расстояние около шестидесяти километров. На пути две речки с очень крутыми берегами. Угробим тракторы и до весны не перетащим оборудование.

— Ну а с возможностью размещения бригады прояснилось?

— Там действительно есть брошенные поселки, в основном временные бараки. Нужно много сил, чтобы их восстановить, но сделать можно довольно быстро.

— Это хорошо. Я все-таки не уверен, что переброска оборудования займет столько времени. Железнодорожники, когда проектировали дорогу, выбирали трассу по более проходимым местам. Нужно еще раз посмотреть. Обидно, что буровая установка восемь месяцев будет бесполезно ждать навигации. Летом на Пур-Пе можно направить другую, а эту ввести в работу на Уренгое.

— Конечно, обидно, что не довезли оборудование хотя бы до Тарко-Сале. Но я все же считаю, нужно подождать навигации и доставить установку на Пур-Пе, тем более что уже сейчас сейсморазведчики выявили там структуру и интенсивно ее подготавливают. Зачем рисковать? Может быть, будет такая же низкая вода, и новую установку опять только до Уренгоя довезем. То, что мы, безусловно, как только вскроется река, довезем оборудование из Уренгоя на место, сомнения быть не может.

В разговор включились Ровнин и Цибулин. Они тоже считали, что нужно довезти установку до первоначально намеченного места. Были высказаны сомнения в целесообразности бурения скважины на Уренгойской аномалии до подтверждения ее сейсморазведкой. Доводы были логичны. Пришлось уступить.

Лишь в августе буровую установку доставили на место, и то не на Пур-Пе, а на Пяку-Пур. Пур-Пе сразу же обмелела, и баржи с оборудованием не могли по ней пройти. Скважину под номером Р-101 заложили на южной границе структуры вместо ее центральной части, как предполагалось вначале. Строительство шло медленно, и бурить начали с великими потугами только в январе 1965 года».

Продолжение следует.

Фото из архива Юрия Копелева

***
фото: База на «Мертвой дороге»;;Брошенный лагерь;Лучшее средство передвижения.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта