X

  • 13 Декабрь
  • 2024 года
  • № 138
  • 5637

Глаза расскажут многое

Несмотря на малые размеры глаза, количество заболеваний, которые могут его затронуть, исчисляется десятками и даже сотнями.

И почти все они, в случае отсутствия своевременной диагностики и лечения, приводят к ухудшению зрения, иногда и безвозвратному. При этом основная опасность патологических состояний глаз заключается в том, что многие из них протекают почти бессимптомно, заставая врасплох и имея множество неблагоприятных последствий. Предупредить это помогут регулярные походы к офтальмологу (не реже одного раза в год) и комплексная диагностика зрения.

Об этом мы поговорили с Григорием Симоненко, главным врачом медицинского центра «Ваш офтальмолог».

Какие патологии органов зрения требуют неотложной помощи?

— Например, острый приступ глаукомы, когда очень резко повышается давление и буквально за считанные часы, если не снизить давление, можно потерять зрение навсегда. В этом случае надо обращаться за неотложной помощью в приемное отделение второй областной клинической больницы. Дальше отслойка сетчатки, когда по той или иной причине (травма или дистрофические изменения) формируется разрыв на сетчатке. Она герметично прилегает к сосудистой оболочке глаза, а когда формируется дырочка, жидкость попадает между сетчаткой и сосудистой оболочкой, и сетчатка начинает отслаиваться. Такие состояния нужно срочно лечить -чем больше отсрочка лечения, тем меньше шансов на восстановление зрения. К острым процессам также относятся тромбозы — это тромбоз центральной вены, окклюзия артерий сетчатки, сосудистые аномалии и тяжелые воспалительные состояния, которые затрагивают роговицу, радужку, сетчатку — тут уже требуется безотлагательное лечение, часто в условиях стационара, так как нужны инъекции и интенсивное наблюдение.

Наверное, у сварщиков такое бывает?

— У сварщиков встречается электроофтальмия — это ожог ультрафиолетом глазной поверхности. Они, конечно, работают в маске, но вот случается, что им в маске неудобно подобраться к месту шва, тогда они снимают маску, буквально на две-три секунды. Сначала все хорошо, но вечером глаза начинают слезиться. Промыли чаем, ложатся спать. В час ночи, в два просыпаются от невыносимой боли, глаза словно царапаются, открыть их невозможно, свет раздражает. Я в свое время дежурил по ночам во второй больнице и наблюдал такое. Мы оказываем помощь — назначаем противовоспалительные капли, гели, которые восстанавливают поверхность роговицы от ожога; за сутки все это проходит. Даем напутствие, мол, нужно использовать маску. Eсли подобное повторяется регулярно, то может привести к проблемам, в том числе с сетчаткой.

Что такое придаточный аппарат глаза? Им тоже занимается офтальмолог?

— Глаз как орган оснащен защитным аппаратом — его по-другому называют придаточным: это веки, системы слезовыведения и слезопродукции. Eсли у пациента слеза не уходит, то это проблема пограничная между офтальмологом и лор-врачом, так слеза в норме уходит в нос по специальной трубочке носослезного канала. Я как офтальмолог тоже могу такое лечить. Канал забивается, его можно промыть, а если он забивается органически — сужением, врастанием, рубцом, — то тогда применяется оперативное лечение — бужирование, когда вставляется временная трубочка, и слезоотведение восстанавливается.

Канал может забиться пылью?

— На первом месте среди причин — хронические воспаления пазух носа, когда слизистая носа воспаляется, сужая носослезный канал. Часто бывает искривление носовой перегородки, и тогда идет сдавание носослезного канала. На втором месте — травма: ушибы, удары, автотравмы, переломы носа. Все, что смещает канал и требует оперативного лечения.

Наверное, с ресницами достаточно проблем, потому что в бьюти-сфере что только с ними не делают — удлиняют, расчесывают, красят?

— Активные вмешательства в ресничный край века могут со временем сказываться. У нас помимо ресниц там выводные протоки сальных желез, которые являются очень важным компонентом слезной пленки. Татуаж или нанесение клея — это все травматическое воздействие, пусть мягкий, но ожог тканей, которые достаточно нежные. Eсли происходит закупоривание протоков желез, то могут возникать блефарит, воспаление века, или такое состояние как халазион, то есть одна железа может разрастаться, увеличиваться -образуется такая шишка на веке, что очень неприятно. Eсли генерализованно, то меняется состав секрета этих желез, и у пациента может сформироваться синдром сухого глаза. Когда нет липидного слоя на поверхности слезы, слеза быстро испаряется даже на легком ветерке, глаз подсыхает, требуется постоянно капать увлажняющие капли. Надо бережно относиться к ресницам и краю век. Также встречается, пусть это не связано с бьюти-индустрией, это может быть просто предрасположенность, — трихиаз, когда ресницы растут неправильно. В норме они растут наверх и наружу, защищая глаз от дождя и пыли, но иногда начинают расти более глубоко и направлены внутрь к глазному яблоку. В этом случае требуется периодическая эпиляция. В идеале выдергивается ресничка вместе с луковицей, чтобы на ее месте больше ресница не росла, но часто она начинает расти рядом, где есть спящие фолликулы, которые при определенных условиях начинают просыпаться.

В девяностые была популярна иридодиагностика, что вы думаете об этом?

— Честно говоря, глубоко этот вопрос не изучал. Сама иридодиагностика, как я понимаю, это попытка увидеть по состоянию рисунка радужки какие-то проблемы в организме, которые еще себя не проявили. Может, в этом что-то и есть, так как радужка — это ни что иное, как сплетение кровеносных сосудов очень красивым способом. Немножко добавлен пигмент: там, где его мало — голубые глаза, там, где побольше — зеленые, там, где много — карие. Отношусь к методу субъективно-скептически. Это как при заболеваниях сердца вместо ЭКГ пощупать-постучать по грудной клетке. Eсть более современные приборы, которые позволяют на тончайшем уровне определять состояние сетчатки глаза и зрительного нерва и оболочек.

Влияет ли цвет глаз на что-нибудь?

— Я знаю, что через несколько сотен лет, если все будет нормально и человечество будет здравствовать и развиваться, то постепенно голубые глаза исчезнут, потому что ген темных глаз доминирует. В случае, когда один родитель кареглазый, а другой голубоглазый, то шанс три к одному. Три шанса -что будут карие глаза. У людей с темной кожей и темными глазами высокое содержание меланина во всех тканях, и у них больше склонность к развитию глаукомы. У меня в практике были два студента по обмену из Африки, кому в возрасте 20-22 лет я оперировал глаукому. У пациентов со светлой кожей и светлыми глазами в таком возрасте встретить глаукому практически невозможно.

Бывает сложно определить цвет глаз?

— Eсли заглянуть человеку в глаза, то определить цвет нет никаких проблем. Eдинственное, при более светлых глазах — малое содержание пигмента в тканях. Пигмент у нас содержится, помимо радужки, и между сетчаткой и сосудистой оболочкой — там есть слой пигментных клеточек. Eсли у человека глаза голубые, то пигментный слой более тонкий и пигментация сетчатки меньше, из-за чего немного хуже защита от ультрафиолета и больше риск дистрофических состояний сетчатки центральной зоны, но притом меньше риск развития глаукомы.

Говорят, глаза — это зеркало души, а с точки зрения офтальмологии глаза — это зеркало чего?

— Когда мы обращаемся к человеку и хотим проникнуть в душу, сказать можно все что угодно, слова могут обмануть, а глаза обмануть могут у очень талантливых актеров. Глаза отражают сущность человека, его настроение, реакцию, поведение. Здоровые глаза и больные глаза — различаются. Eсли человек слабовидящий, то это сразу заметно по его поведению. Сидит человек на приеме с низким зрением и смотрит мимо, не фиксируя взгляд на конкретных предметах. Он смотрит в никуда потому, что ничего не видит.

Случалось ли вам иметь дело с последствиями неправильной поставки диагноза или самолечения?

— К сожалению, порой это встречается. Неправильно поставленный диагноз — скорее, неполный диагноз. Дело в том — как бы сказать, никого не обижая, — диагностические возможности в разных медицинских учреждениях могут отличаться. Для того, чтобы рассмотреть мельчайшие детали сетчатки, зрительного нерва, нужно специальное оборудование. Часто бывает, что пациенту ставят катаракту, отправляют к хирургу на оперативное лечение. Он смотрит: да, катаракта есть, но у пациента зрение 10 процентов, а катаракта начальная. При начальной катаракте зрение может быть не снижено или снижено незначительно. Значит, есть еще одна причина, помимо катаракты. В этом случае мы отправляем пациента на исследование — оптическую когерентную томографию, которая позволяет даже через достаточно серьезное помутнение хрусталика сканировать сетчатку глаза и выявить такие проблемы, как дистрофия сетчатка. Второй момент, когда люди занимаются самолечением, к этому более склонны мужчины, женщины щепетильнее относятся к своему здоровью и глазам. Мужчины могут запустить свое состояние до критичного, а когда приходят к нам на диагностику, то в некоторых случаях мы ничем уже помочь не можем. Глаз — это парный орган, заболевание могут развиваться по-разному. В одном глазу заболевание может прогрессировать быстрей, чем во втором. Та же самая глаукома — опасное заболевание, при обычной открытоугольной глаукоме она не чувствуется, но когда зрение пропало, то его уже никак не вернуть. Часто приходят пациенты с глаукомой, когда один глаз совсем ничего не видит, а на втором глазу уже далеко зашедшая стадия, и мы все силы бросаем, чтобы глаз спасти. Eсли человек раньше бы обратился, то мы бы смогли сберечь оба глаза. Иногда люди тянут до последнего, а потом чувствуют, что сами не справляются, начинают говорить родственникам, что ничего не видят. Родственники ищут врача, которому можно показаться, и часто мы констатируем запущенные стадии. Считаю, что глаза надо обязательно проверять раз год, даже если ничего не беспокоит, чтобы вовремя начать лечение.

Возможно ли сохранить здоровье глаз до глубокой старости? И что тут зависит от генетики? А что от профилактики и правильного поведения?

— Все в совокупности — образ жизни, питание, активность, профессия, может, даже эмоционально-гормональный фон, возраст. Все влияет. Eсли говорить о возрастных людях, то у нас наблюдаются пациенты и 81-летний, и 90-летний, мы подбираем корректирующую терапию. У них есть дистрофия сетчатки, начальная катаракта, мы назначаем поддерживающее лечение, а динамическое наблюдение позволяет этим пациентам на всю жизнь сохранить удовлетворительное или хорошее зрение. А так, чтобы сохранять здоровье, не обращаясь к врачу, — нужно вести здоровый образ жизни, не переедать и не недоедать.

Какова роль генетики?

— Я иногда замечаю, что генетику путают с воспитанием и семейными привычками. Самый распространенный пример — растет количество полных людей среди молодежи. Они имеют лишний вес, и это связано с питанием — с фаст-фудом, с какими-то эмоциональными проблемами. И вот они говорят: у меня родители полные, и я полный — это генетика. Нет, гена ожирения как такового нет. Eсть сбой эндокринный, но это редко встречается. Как правило, это семейные привычки — родители так питаются, и дети так питаются. Передалось по наследству, но не по генетике. Это не зашито в коде ДНК организма. В генетике есть только предрасположенности развития болезни, но это не дает стопроцентной гарантии что болезнь у человека будет. Eсли знать, что этот ген есть и принимать меры профилактики, наблюдаться, то есть шансы не заболеть.

Eсть ли технологии, которые помогают противостоять другим технологиям, которые вредят нашему зрению?

— Что касается технологий, то все должно быть в гармонии, все должно иметь баланс, и любое перегибание палки может привести к поломке. Eсли мы говорим о гаджетах, то нужен самоконтроль, а если это дети, то контроль взрослых и ограничение использования этих приборов. Eсли бесконтрольно давать высокую нагрузку на орган зрения, то это может привести к проблемам — в первую очередь к развитию близорукости. Профилак-тировать миопию можно, но зрительную нагрузку надо дозировать -полчасика можно глазки напрягать, потом надо отдохнуть, а потом снова поработать. Это не технология, а просто здравый смысл, можно назвать гигиеной зрения. Близорукость сейчас является распространенным состояние и это вроде как определенная адаптация человечества к информатизации. Раньше это были книги, а сейчас я не знаю человека, который не пользуется телефоном, планшетом, компьютером. Это все дает высокую нагрузку на зрение, которая природой не предусмотрена. Мы рождены видеть далеко — не бежит ли на нас лев или медведь, чтобы успеть спастись. Сейчас у нас существенно изменился образ жизни, и глаза используются не вдаль, а вблизи, и чтобы глаза не напрягались, формируется близорукость. В какой-то мере можно сказать, что это эволюционное изменение, может, со временем дети начнут рождаться уже близорукими. Но это все медленно происходит.

ФОТО ИННА БАРДАКОВА

***
фото: Григорий Симоненко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта