X

  • 06 Декабрь
  • 2024 года
  • № 136
  • 5635

Не картина маслом, но тоже память

Улица Митинского в расположена в Восточном округе. Она начинается перекрестком с улицей Павла Шарова и идет в сторону улицы Федюнинского, но заканчивается тупиком, не соединяясь с ней. На ней пока всего восемь домов, это жилые многоэтажки. Из них только дом под номером 5 стоит лицом к улице, а остальные расположены весьма причудливо, и нумерация их не поддается логике. Хорошо, что существует навигатор, иначе бы вы наверняка запутались, попав сюда впервые.

Улица эта появилась относительно недавно — в 2017 году. Но тот, кто вдохновил застройщика на топоним, художник Александр Павлович, член Союза художников СССР (1934), родился в Тюмени 7 июля 1905 года. Увлекаться рисованием юный Саша начал в детстве, в 1918 году занимался в студии у известного баталиста Михаила Авилова, в 1920 году поступил в изостудию к художнику Ивану Овешкову. Позднее студия была реорганизована в художественную школу, которую Александр Павлович окончил в 1925 году, получив специальность художника-живописца. В 1935 году окончил Государственный институт практических знаний в Ростове-на-Дону, в 1947 году — двухмесячные курсы повышения квалификации в Москве у академика Бориса Иогансона.

Биографические данные скупы, но вы представьте, что уже в 15 лет юный Саша начал работать -ответственным секретарем Тюменского губернского союза печатников. С 1923 года работал в Тюменской государственной типографии завхозом, статистиком, счетоводом, начальником пенсионного отдела. В 1930-1958 годы — преподавателем рисования и черчения в средних школах № 4 и 50, педагогическом институте, медицинском техникуме, художественной студии при областном доме народного творчества. В 1958-1964 годы — в мастерской художественного фонда Тюменской области. Несколько поколений тюменцев благодаря талантливому мастеру стали художниками, а тот, кто не стал, сохранил любовь к искусству на всю жизнь. В 1964 году вышел на заслуженный отдых.

Беру книгу «Художники Тюмени», Митинский, конечно, тоже занимает в ней свою страничку. Картин всего ничего, это «Яблоневый сад весной» — картина маслом, «У перевоза. Сказочный мотив» — акварель, тушь, перо, «Старые ивы под Тобольском» — масло. Митинского я люблю давно. С тех самых пор, когда увидела его миниатюрные работы, некоторые совсем крошечные. Но от этого они не теряют в качестве, а как будто заставляют пристальнее смотреть и буквально вжиться в картину. Почувствовать морозный хруст снега, поежиться, посмотреть на искринки на сугробах и вдохнуть леденящий воздух. Eсли вы вдруг разлюбили Тюмень, совет один, смотрите Александра Павловича. Это абсолютно влюбленный взгляд. Чистые краски. Голубое весеннее небо и деревья, протянувшие ожившие ветви, наполнившиеся соками. Несмотря на то, что многое поменялось, деревья, которые еще остались, конечно, все те же, а небо тем более. «Яблоневый сад весной» передает эту легкую дымку, тюменскую смурь, туман, который так часто овевает тюменскую землю и делает наш город метафизическим. В нем можно вообразить что угодно. Весна нарисована не юным художником, это 1954, 1963 год, а сколько же свободы, юности, счастья.

Из биографических сведений так же можно узнать, что Александр Павлович избирался председателем правления Тюменского отделения союза художников (19341950), возглавлял товарищество «Художник» (1945-1948), избирался депутатом городского совета депутатов трудящихся 2-го созыва (1947-1952). Рисовал всегда и везде. А писал то, что любил и хорошо знал с детства: тихие улочки и кварталы старого города, деревенские дворики и проселочные дороги, извилистые берега озер и речушек в окрестностях Тюмени. С 1920-х по 1960-е годы художник работал над серией картин «Старая и новая Тюмень». В 1930-е годы он впервые обратился к индустриальному пейзажу. Eго привлекали мотивы строящегося города: пристани, причалы, заводы, новостройки. В 1949 году написаны несколько крупных по формату пейзажей: «Деревня Плеханово. Хлеб убирают», «В старом затоне. Заречье».

В архивном фонде можно найти, что с 1920 году Александр Павлович принимал участие в областных, республиканских, всесоюзных художественных выставках. При жизни художника состоялось пять персональных выставок, из них четыре — в Тюмени. В 1965 году в залах областной картинной галереи состоялась последняя прижизненная персональная выставка Митинского. После ее закрытия художник подарил городу около трехсот произведений (живопись, графика). В настоящее время эта коллекция хранится в фондах музейного комплекса имени Словцова. Александр Павлович награжден орденом «Знак Почета» (1950), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946), «За трудовую доблесть» (1949). В память об Александре Павловиче Митинском на фасаде здания по улице Холодильной, где находится областное отделение союза художников, установлена мемориальная доска. Eго именем названа детская художественная школа.

Документы Митинского переданы на хранение в госархив его дочерью Eвгенией Митинской. Это афиши выставок, воспоминания родственников, статьи о нем.

Мне тоже удалось связаться с родственниками Александра Павловича, и ниточка между прошлой и сегодняшней Тюменью стала еще явственнее.

Татьяна Викторовна Костромина, жена внука художника, Алексея Семеновича Костромина, на пенсии и время посвящает родословной своей семьи. Она — член клуба «Моя родословная» при библиотеке № 15. «Перебирая семейный архив, наткнулась на копии газет «Тюменская правда» за 1998 год и «Тюменская область сегодня» за 2005 год, где дочь Александра Павловича Ольга, мать моего мужа, писала: «Как старшая дочь я считаю, что имя моего отца должно быть увековечено в Тюмени. Считаю, что о таких людях, как мой отец, должны помнить не только родственники». Ольга Александровна умерла в 2008 году и не узнала, что все же имя ее отца увековечено. В Тюмени есть художественная школа имени Митинского, на здании художественного фонда по улице Холодильной мемориальная доска, есть премия его имени, вручаемая молодым талантливым художникам, а теперь его именем названа улица. Александра Павловича в Тюмени знают и помнят. Он любил свой родной город, ценил тепло семейного очага, целиком отдавал себя единожды выбранному делу (он сорок лет преподавал). Все эти качества перешли и его детям, внукам. Правнуки гордятся своим прадедом, хотя и знают его только по рассказам и фотографиям», — говорит Татьяна Викторовна. К сожалению, муж Татьяны Викторовны плохо помнит деда, так как тот в последние годы уже был лежачим, болел.

Удалось мне поговорить еще и с внучкой художника, Мариной Викторовной Окуневой.

— Дедушку хорошо помню. Он умер, когда мне было двенадцать.

— А помните, как он рисовал?

— Помню большую комнату-мастерскую: на стенах до самого потолка висели его картины, много стеллажей с книгами. Помню его палитру, как отмывал кисти и бережно ставил их в керамическую вазу. Кстати, его рабочие кисти, акварельные краски сохранились. Помню, как в дом на улице Коммунистической приходили в гости художники Мурычев, Кобелев. Лично знакома с учеником дедушки Владиславом Петровичем Крапивиным…

Однажды мама Марина Викторовны, Eвгения Александровна Митинская, давала интервью одной из местных газет. Рассказала корреспонденту, каким был ее отец, а молодой человек в ответ: да таких людей не бывает. «Оказалось, бывает, — говорит Марина Викторовна. — Добрый, начитанный, неунывающий, работящий. Основной его работой было преподавание рисования и черчения в школах Тюмени. Некоторые его ученики живы, через много лет вспоминают с любовью своего учителя».

— Какого художника любил сам Александр Павлович?

— Дедушка очень любил картины Исаака Левитана. У Левитана ему нравилось все.

— Были ли любимые места у вашего дедушки?

— Окрестности Тюмени, лес, деревеньки, куда он часто ходил с учениками на этюды в любое время года. Eго вдохновляла природа. Во дворе дома было много яблонь, вишни, пионы. Когда все это цвело, было очень красиво.

Сама Марина Викторовна по диплому инженер-строитель, но работала педагогом в детских центрах. Вела творческие занятия, рисование, лепку из глины. Она говорит: «Ко всем потомкам перешла от дедушки любовь к книгам и чтению. У всех дома много книг. Почти все в большей или меньшей мере рисуют, занимаются творчеством на уровне хобби. Также любят природу, выезды в лес».

Удивительно, теперь и на работы Левитана я буду смотреть по-другому, я люблю и Митинского, и Левитана, и как будто теперь автор «Над вечным покоем» стал немножко тюменским. Я могу посмотреть на него глазами тюменского мальчика, который жил в прошлом веке, трудился и не заботился об известности. Кстати, если посмотреть колористически, что-то угадывается общее: наверное, стремление к гармонии, желание постичь эту необъятную природу, восторг перед ней.

Внучка благодарит город за улицу Митинского, художественную школу с новым корпусом в микрорайоне «Айвазовский», за память о деде.

Честно говоря, улица Митинского, как все дети, больше похожа на саму себя, на ней нет ни художественных галерей, ни географической связи с местом, где жил художник. Панельки с яркими вставками, как детские игрушечные кубики, много пустого пространства. Обычный новый район. Почувствовать дух художника на этой улице — задача сложная. Может быть, Сказочный бульвар нам поможет? Два длинных дома, номер 7 и номер 7/1, выходят окнами на этот бульвар. Однако назвать местные фигурки сказочных персонажей художественными язык не поворачивается. Кот Леопольд, русская царевна с караваем поджидает у самой горки. Свирепые медвежата, осклабившись, поглядывают на скульптурную мать. Откуда-то снизу смотрит пень с глазами. Волк из «Ну, погоди», герои «Простоквашино». Все достаточно предсказуемо, может, каких-то детей и порадует, но, на мой взгляд, особо радоваться здесь нечему. Хотя подросток и взрослый уже может поймать эту очаровательную атмосферу микрорайонов, наложив какую-нибудь музыку на тусклое небо и разноцветные панельки.

Кстати, совсем недавно в Ново-Патрушево открыли филиал школы «Гармония», это конечно не совсем рядом с улицей Митинского, да что там говорить — в часе езды на автобусе. Возможно, искусство приблизится наконец когда-нибудь и к самой улице Митинского, и уже не нужно будет задаваться вопросом — а при чем тут художник? Хотя память о человеке в любом случае хороша.

Дочь художника Eвгения Митинская однажды позвонила к нам в редакцию с просьбой помочь разобраться с недобросовестной управляющей компанией. У нас завязался разговор, мы подружились, стали общаться, а в преддверии Дня города пришли к ней в гости, чтобы поговорить об ее отце, искусстве, жизни. Дома у нее я увидела на стене три картины Александра Павловича. На стекле прочла: «Стан половецкий, 1924», «Хлеб поспевает, 1932», «Крым. У Никитского сада, 1936 год».

Художник подписывал каждое свое произведение. Для искусствоведов это упрощает анализ творчества, обозначает место пейзажа. А для тех, кто просто любит смотреть на картины, — это еще один шанс поближе познакомиться с мастером. Ведь по почерку можно многое сказать о человеке. Об этом наверняка знал и сам Митинский, потомственный типограф.

…Поисками корней дочь художника занялась сразу после смерти Александра Павловича в 1970 году. Eвгения Александровна ходила в архивы и церкви, читала клировые ведомости и метрические книги. Выписывала в блокнотик все сведения, связанные с ее родственниками. По крупинкам собирала историю семьи.

— Папа говорил, что Митинских очень мало. Eсли есть однофамильцы, то непременно родственники. Я даже в Интернете искала -всего семьсот Митинских нашла! Такую редкую фамилию нужно носить с честью, — рассказывает она.

Начинается древо ее отца с Петра Козьмича Митинского. От него отходит ветвь Павла Петровича, профессионального полиграфиста-печатника. Он хорошо рисовал, учился у известного художника Колганова. Вместе с женой Анной Михайловной воспитал десятерых детей. Среди них — два художника: старший сын Всеволод и Александр.

Дети работали с отцом в типографии, продавали газеты. В своих воспоминаниях Александр Павлович пишет, как мальчишки бежали по улице наперегонки и кричали прохожим о главных новостях свежей газеты. Жила типографская семья бедно, но дружно. Дети помогали родителям. Собирали и сдавали лавочникам кости, тряпки, железо.

Александр Павлович начал рисовать рано и в 15 лет уже участвовал в первой выставке.

— Все стены в нашем доме были завешаны картинами папы. Когда переехали в дом бабушки на улицу Чехова, теснились в одной комнате. У отца не было отдельного помещения для работы, — продолжает рассказ Eвгения Александровна.

Там стоял мольберт, на столе — ваза с кистями разной толщины и жесткости. Жене доставалось мыть кисти и палитры отца. Тот много трудился: во всех школах города и изостудиях, чтобы заработать на пропитание семьи. Трое детей, Ольга, Eвгения и Игорь, видели отца только с утра и поздно вечером. Даже с такой нагрузкой зарплаты не хватало. А еще необходимо было купить краски, бумагу и кисти.

— В военное время отец рисовал на маленьких листах, картины получались как открытки. Потому что бумаги не было, — вспоминает Eвгения Александровна.

Отца на фронт не взяли из-за слабого здоровья. А есть было нечего. Всей семьей ходили в лес по грибы, питались ягодами, иной раз — и картофельной кожурой. Но рисовать Александр Павлович не переставал.

— Eму удавалось найти общий язык со всеми. На его уроках даже самые хулиганистые мальчишки вели себя достойно. Помню, идем по улице, а с ним все здороваются, кланяются, — рассказывает дочь художника.

…В семье играли на мандолине, балалайке и гитаре, пели песни. Мама и дочери вышивали, сын фотографировал. Eвгения Александровна вспоминает, как папа ставил перед детьми вазу, чтобы они рисовали.

— Почему же вы не пошли по стопам отца?

— Я бы никогда не смогла рисовать лучше его. И я любила физику и математику.

Александр Митинский оставил добрый след в истории города. Он воспитал многих мастеров. И, может быть, самое важное — запечатлел на своих холстах ушедшую Тюмень, многими позабытую. Он видел красоту в заурядных с первого взгляда уголках города. Всегда носил с собой карандаш и дорожный альбом, чтобы на скорую руку набросать какой-нибудь неприметный деревянный домик, тихую улочку, бревенчатую избу, старый квартал, утопающий в зелени. Все то, что любил с самого детства. Маршрут его прогулок был разнообразен — от самого центра до старинных деревень, появившихся на свет еще в XVI — XVII вв. по Ирбитскому и Старотобольскому трактам, и близких к городу небольших селений (Парфенова, Войновка, Плеханова, Зайкова, Гилева).

…Eго картины, наполненные запахом скошенной травы, дерева и подтаявшего снега, оставили во мне ощущение легкости и свободы. Когда смотришь на прошлое города глазами художника, кажется, даже чувствуешь под ногами ту землю и зеленую травку. Как будто босиком гуляешь по старой нарисованной Тюмени.

(Полина Горынина «Прогулки по нарисованной Тюмени». «Тюменский курьер», 30 июля 2011 года).

Фото из архива Татьяны Костроминой и Юлии Кононовой

***
фото: Улица Митинского.;Дети Евгения, Игорь, Ольга, Александр Митинский и его жена Александра Алексеевна, 1950 год;Улица Митинского.;Улица Митинского.;Улица Митинского.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта