X

  • 12 Декабрь
  • 2024 года
  • № 137
  • 5636

Голубая чашка все же не разбилась

Улица Гайдара расположена в старой части города, на Городище, ограничивается улицами Розы Люксембург и Камышинской.

До сих пор здесь нет ни одной многоэтажки. Самые высокие дома на Гайдара — замки нуворишей. Преобладают одноэтажные деревянные строения.

Местные жители с тревогой ждут преобразования района. Говорят, все старые дома снесут, на их месте появятся человейники и административные высотки, как уже произошло на улице Розы Люксембург и происходит на Камышинской. Однако пока на Гайдара тихо. Особенно в выходные, когда улицу не используют как бесплатную автостоянку работники офисов.

В ясный зимний день широкая улица Гайдара почти безлюдна. Над банями вьется дымок. С высоких лип и берез изредка слетает снег. Чуть портят пасторальный пейзаж трубы газопровода. Зато благодаря газу в домах теперь полный комфорт.

Царь- комсомолец-писатель-?

До 1922 года улица носила название 2-я Царевогородищенская. Затем она стала улицей Шестина (Шостина). В 1957 году ее переименовали в Гайдара.

С царем и Гайдаром более-менее ясно, а кто такой Шестин или Шостин? Иван Шостин прибыл из Перми в Тюмень в 1920 году для усиления комсомольской организации и в том же году отозван в Москву. Известно, что 15 июня Шостина и его товарища Николая Чаплина (чье имя до сих пор носит улица в районе Крестьянских мест) ввели в состав президиума тюменского губкома РКСМ.

Что известно об Иване: сирота, подмастерье сапожника, грамоту освоил только во взрослом возрасте. В 1917 году был организатором ячейки союза на Кыновском заводе в Пермской губернии. Сражался в отрядах красногвардейцев с казачьими бандами Дутова, с колчаковцами. Был ранен, дважды попал в плен и бежал. С Тюменью он познакомился до 1920 года не по своей воле. Сидел в колчаковской тюрьме, его пытали. Можно представить, с какими чувствами Шостин, уже свободный и облеченный властью, вернулся в наш город.

После короткого пребывания в Тюмени и вызова в Москву Шостин отправился в Воронежскую губернию. Там разгорался мятеж, партия испытывала нужду в проверенных кадрах. Неожиданно в 1921 году Шостин умер от разрыва сердца. Подробности не известны. Странно, совсем молодой человек.

После смерти Шостина тюменская улица удостоилась его имени. Только почему-то с изменением гласной.

Следующее переименование можно объяснить сменой повестки: после XX съезда партии пересматривали реестр прежних героев. Хотя не очень понятно, почему решили задвинуть в тень комсомольца Шостина и заменить его Гайдаром. В двадцатые годы Аркадий Голиков/Гайдар руководил карательным отрядом в Красноярске (куда ездил как раз через Тюмень), боролся с мятежниками в Воронеже в 1921 году. То есть Гайдар и Шо-стин занимались примерно одним и тем же. Однако судьба благоволила Голикову, он прожил дольше и стал Гайдаром, талантливым писателем.

Будущий талантливый писатель родился в 1904 году в состоятельной семье, получил приличное для своего времени образование. Eго отец преподавал в народном училище, служил в акцизном ведомстве, мать была из обедневших дворян, знала французский, закончила акушерские курсы при Казанском университете. Семья Голиковых жила в Курской губернии, в Льгове и в Варихе, затем переехала в Нижний Новгород. В 1912 году Голиковы обосновалась в Арзамасе.

В 1914, вскоре после начала войны, Аркадий поступил в арзамасское реальное училище. Отца забрали на фронт. Аркадий пытался сбежать к нему, но мальчика поймали на одной из станций вблизи Нижнего Новгорода.

К большевикам юный Голиков присоединился во время февральской революции. В 1918 приобрел на рынке оружие, и вскоре ему поручили патрулировать улицы. В

это время отец Аркадия воевал уже на стороне красных. Аркадий опять попытался присоединиться к отцу. Не взяли по возрасту. Но по протекции знакомого зачислили в вооруженный отряд рабочих для защиты Арзамаса от крестьянских боевых отрядов, двигавшихся от Мурома. В том же году Голиков познакомился с журналистской деятельностью: служил в редакции газеты арзамасских большевиков «Молот».

В августе 1918 года Голикова приняли в партию «с правом совещательного голоса по молодости и впредь до законченности партийного воспитания». А в декабре он стал полноправным членом РКП(б), указав возраст 16 лет вместо реальных 14. Тогда же ушел из пятого класса училища и вступил добровольцем в РККА.

В следующем году учился на Московских пехотных курсах подготовки командного состава РККА и на Киевских командных курсах. В мае-июне 1919 года участвовал в боях с бандами вокруг Киева. Досрочно окончил курсы 23 августа. Был командиром взвода в Ударной бригаде, сформированной из курсантов, в бою под Бояркой 27 августа заменил убитого полуротного.

Ранняя биография Голикова полна трагических эпизодов. Он самочинствовал в Сибири, печально прославился экзекуциями и расстрелами. В конце концов после многочисленных жалоб от местных властей Голикова судили и исключили из партии. Вслед за этим признали больным и лечили. Диагноз звучал так: травматический невроз.

Много позже биограф писателя Б. Н. Камов привел фразу из дневника Гайдара: «Снились люди, убитые мною в детстве».

В период лечения Аркадий начал сотрудничать с газетами. От фельетонов перешел к прозе. Самые известные произведения Гайдара созданы в тридцатые годы, в том числе «Школа», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика». Незадолго до войны появилась повесть «Тимур и его команда».

В июле 1941 года Гайдар настоял на военной командировке. Погиб 26 октября 1941 года возле села Лепляво Каневского района.

Скрыто — не забыто

Мирный вид улицы успокаивает и убаюкивает. Кажется, нет ничего более далекого от судьбы Гайдара, чем эта идиллия. Ну да, в идиллию вклинились архитектурные фантазии. Самые яркие — замок немецкого феодала с номером 23, белое здание с голубым куполом, похожее то ли на культовое, то ли на культурное учреждение, с номером 29, краснокирпичный замок с зарешеченными окнами с номером 38. Однако на фантазии тоже можно взглянуть с умилением. Особенно в хорошую погоду и в хорошем настроении.

Не сразу заметишь, что на этой славной деревенской улице только одна лавочка. Наверняка когда-то их было больше. Осталось две, а потом предпоследняя сгорела вместе с домом, стоявшим на углу Перекопской, в 2019 году (рассказал об этом фотограф Сергей Бушуев).

— Что вы тут делаете? — с подозрением спросила хозяйка дома номер 3, мывшая окна. Я рассказала. Она не поверила, осталась при своих подозрениях.

Из дома 8 вышел мужчина, забрал почту из ящика. Тоже недобро взглянул. На калитке табличка с псом агрессивного вида, пасть оскалена, написано «Здесь я живу».

Собаки надрывались за заборами, когда я проходила мимо.

Спасибо, что не побили. Спасибо, что не покусали.

Возле дома Ивана Тестишева, бывшего директора ипподрома, гуляли три свободные собаки. Они не лаяли. Вообще игнорировали меня.

Мой путь лежал к дому 33а, в котором жил наш народный артист и почетный гражданин Леонид Окунев. Здесь его родовое гнездо. Между домом Окунева и соседним стоит та самая единственная лавочка.

Отец Окунева Григорий Андреевич выстроил дом самостоятельно. Выбирал правильный кругляк, не спешил. Сейчас дом обшит современным материалом. Несколько лет назад подгнило одно бревно со стороны флигеля, Леонид Григорьевич заменил его. Остальные бревна, видимо, до сих пор крепки.

На старом снимке видно, каков был свежий сруб. Добротный. Рядом с домом на фото стоит маленький серьезный Леня Окунев, в кепочке, в сапогах, опирается о велосипед.

Первая запись в домовой книге датирована 1 января 1956 года. 16 января того же года родился младший сын Григория Андреевича, Сергей. 29 января того же года Лене Окуневу исполнилось семь лет. Через тридцать лет на Новый год произошла трагедия: Сергея убили в этом доме. Вину взял на себя отец.

До возвращения Григория Окунева из тюрьмы дом становился пристанищем временных жильцов. Хотя и до того здесь селились квартиранты и многочисленные родственники.

Когда в Тюмень приезжали актеры, товарищи Леонида Окуне-ва, их тоже прописывали на Гайдара, 33а. Домовая книга хранит записи об актерах, которые сейчас работают в тюменский театрах. Владимир Обрезков, Алексей Шлямин, Сергей Грязнов. Блажен, кто посетил…

После женитьбы Леонид Григорьевич пристроил к родительскому дому флигель. В 1979 вместе с женой-актрисой решил уехать в театр Петропавловска, а флигель продать. Мать уговаривала не продавать, но Леонид не послушал. О чем не раз пожалел впоследствии.

Дух дома

Вернемся в прошлое, когда на Шестина-Гайдара еще не было асфальта. Вдоль домов пролегали деревянные мостки. У перекрестка Гайдара с Перекопской стояла школа, куда ходил Окунев и все его товарищи из соседних домов и с параллельных улиц.

Через дом жил окуневский друг Лебедев. Когда у Лебедевых появился стационарный телефон, соседи бегали туда звонить.

Отец Лени был, судя по всему, человек рукастый (и Леонид в него пошел), делал пимы и благодаря этому занятию имел деньги. В холодное время прогуливался по улице в пальто с бобровым воротником, это был шик-модерн, высший класс. У Леонида уже в школе появились наручные часы: он единственный с часами стоит среди одноклассников на старом снимке.

…В 1984 Окунев вернулся в Тюмень, снова поступил в областной драмтеатр. В родном гнезде не жил. В конце 80-х уезжал в Свердловск, и опять вернулся, на этот раз с новой женой Светланой и сыном Сережей.

В 1993 вышел из заключения отец, поселился в своем доме. Светлана вспоминает, как в первый и последний раз увидела свекра. Леонид Григорьевич привез ее и маленького Сережу познакомиться. Посреди захламленного зала стояла раскладушка. И все.

После смерти отца случилось еще одно несчастье, в доме повесился квартирант.

Вернуться в родное гнездо пришлось, когда сгорела квартира Окуневых в Заречном микрорайоне. (Этот несчастный случай запечатлел в своем первом романе «Слой» друг Окунева Виктор Строгальщиков). Леонид Григорьевич начал приводить дом в порядок.

Я впервые побывала в гостях у Окунева в 2000. Хозяин достраивал кухню и санузел. Разломал старую печь. К рождению второго сына, Саши, дом был уже полностью благоустроен. С тех пор он еще больше похорошел. В нем уютно и спокойно. Ничто не напоминает о былых трагедиях и драмах.

Леонид Григорьевич вложил немало труда в свой дом, и Светлана тоже. Светлая атмосфера дома -ее заслуга. В 2019 Окунев ушел к другой жене. Но здесь остался живой дух, дом согрет воспоминаниями и любовью. Это чувствуется.

Верните мой 2010

Раньше, чем в доме 33а, я побывала во флигеле с тем же адресом. Во флигеле поселился товарищ юности Мирослав Бакулин, философ, сын журналиста Юрия Баку-лина. Мы вместе начинали работать в редакции «Тюменского комсомольца», посещали поэтические вечера, собирались в одних и тех же компаниях.

Леонид Григорьевич хотел вернуть флигель, но Мирослав был против. Это создавало напряжение между ними.

Беды не обошли стороной и флигель. В 2011 году тяжело заболела старшая дочь Мирослава Варя. Все друзья и знакомые семьи с тревогой ждали новостей, вместе с родителями Вари обнадеживались и отчаивались. Спасти Варю не удалось.

Мирослав умер несколько лет назад.

.В июле 2010 года на Гайдара снимали финальную сцену фильма «Бегство рогатых викингов» по одноименной повести Владислава Крапивина. Мой сын участвовал в эпизодах, и в финальной сцене тоже был занят. Главную роль играла дочь моего одноклассника и товарища. Жители окружающих домов собрались поглазеть. Были здесь дочки Мирослава, Варя и Лиза, в сопровождении бабушки. Как же приятно было смотреть на этих девочек, крепких и здоровых, буквально кровь с молоком.

Съемкой руководил режиссер Илья Белостоцкий. Сцена никак не получалась, режиссер сорвался, на помощь ему пришла актриса «Ангажемента» Надежда Eмельянова.

Жарко, солнце печет, взрослые вымотались, а дети носятся взад и вперед, кричат, шалят, им усталость не знакома.

Никто не знает, что будет потом.

Летом 2020 Илью Белостоцкого обвинили в уголовном преступлении, посадили, из заключения он ушел воевать.

В сентябре 2020 умер Владислав Крапивин.

Можно отмотать кино назад? Я очень хочу в июль 2010.

Артефакты и шутки

Однажды в дом Леонида Окунева пришла художница Ольга Трофимова. Попросила разрешения расписать забор. Росписью занялись ее студенты. Сашу Окунева спросили, что нарисовать. Он сказал: кошечку, собачку. Так на заборе появились кошечка и собачка.

На калитке написали новый адрес: улица Родная, 33а. Незнающие люди впадали в ступор: разве это не Гайдара? Жертвой розыгрыша стала и теща Окунева: приехала с вокзала на такси, а адрес не тот.

На воротах гаража дома 33 нарисован Мальчиш-Кибальчиш.

Над почтовым ящиком дома 35 красуется табличка Camel с верблюдом.

К столбу возле окуневского дома прибит щит с баскебольным кольцом.

У дома 32 стоит изваяние, наподобие статуи с острова Пасхи. Светлана сказала, что в том доме жил художник, он продал дом, уехал. Статуя осталась.

Вроде бы небольшая улица, а разглядывать ее можно часами.

Новое название?

Шутливое имя Улица Родная оказалось точнее имен, данных властью. Приросло действительно как родное. Я не знаю, назовут ли когда-нибудь эту или другую улицу в честь Окунева, но по сути верное имя уже есть, в нем теплота и нежность, и Окунева оно тоже отражает.

…Давайте совершим еще одно путешествие в прошлое. В 2003 -тоже хороший был год — Окунев вернулся с «Кинотавра», где получил приз за главную мужскую роль в фильме «Правда о щелпах». То была важная веха. Признание. Старт наиболее успешного и богатого ролями периода в творческой биографии нашего народного актера.

Вместе с Леонидом Григорьевичем ездил старший сын Сережа (теперь он уже взрослый, актер и режиссер). В Рощино героя торжественно встретили жена с младшим сыном Сашей, сосед Лебедев, коллеги из драмтеатра, в том числе главреж Алексей Ларичев и балетмейстер Эдуард Соболь (ныне покойный), постановщик потрясшего Тюмень «Ревизора» Александр Горбань (ныне покойный) и потрясший Тюмень тем, что стал режиссером, Константин Одегов. В общем, солидная делегация. Актриса Eлена Махнева, одетая в клоунский костюм, набросилась на Леонида Григорьевича с поцелуями, но первыми поцеловали его мошки. «Как?! Они еще не передохли?!» — воскликнул Окунев. Обитая в сочинском раю, он забыл, что такое мошки и комары. Л.Г. еще не знал, какое счастье ждет его дома. В отсутствие мужа и отца Светлана с Сашей купили в «Айболите» котенка. Назвали Кинотавриком (кота давно нет, конечно).

Окунев с удовольствием вспоминал церемонию награждения. Номинацию «Лучшая мужская роль» объявили ближе к финалу. Четко запечатлелись слова и движения. Вот как это было в драматическом пересказе Окунева: «Лучшая мужская роль! Пауза. Камиль Тукаев… Нет, не так! Фильм «Правда о щелпах»! Пауза. Камиль Тукаев! Пауза. Алексей Шлямин! Пауза. Леонид Окунев. Я сижу, не двигаюсь. Порохня: «Иди, это ты!» Помню, как он сказал: иди, это ты! Я снял кошелек с шеи, отдал ему: «Я пошел!» И как молодой олень с 18-го ряда побежал по дорожке на сцену!». До сих пор слышу его голос.

Фото из личного архива из архива семьи Окуневых и из открытых источников

***
фото: Начало улицы Гайдара; дом Окунева (Родная, 33а); Мальчиш-Кибальчиш на гараже дома N 33; Гайдар, Аркадий Петрович; Лёня Окунев с товарищем у своего дома;Дом Ивана Тестешева; каменный истукан у дома N 32.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта