X

  • 06 Февраль
  • 2025 года
  • № 12
  • 5655

Критика в глазах смотрящего, или Декорации к спектаклю жизни

Виссарион Белинский — русский критик, публицист, философ. Иван Тургенев говорил, что главной чертой его характера было «стремительное домогательство истины». Статьи Белинского для журналов «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник» до сих пор считаются образцами критической литературы.

И как об этом рассказать мальчишкам, играющим на снежной куче во дворе дома N 7 на улице Белинского? Один из них, правда, оказался с улицы Клары Цеткин, о чем он сразу и сообщил, и у нас по этому поводу состоялся разговор.

— Клара Цеткин это он или она? Мальчишки могли бы почуять, что вопрос с подвохом, но не почуяли.

— Он, — отвечали. Впрочем, не слишком уверенно. Пришлось раскрыть им глаза. После этого перейти на Белинского было уже легче.

— Вот представь, если бы тебя звали Виссарион.

— Ого! — представил.

— Как бы тебя называли одноклассники?

— …Вася!

…Любите ли вы гулять так, как люблю я, то есть, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая, жадная и страстная до впечатлений изящного душа? Что же такое, спрашиваю вас, эти одиночные прогулки? О, это истинный храм жизни, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от себя и соединяетесь с житейской романтикой! Вы здесь живете не своей жизнью, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви к городу. Но возможно ли описать все очарование прогулок, всю их магическую силу над душой человеческой?

Примерно то же самое писал русский критик, публицист и философ Виссарион Григорьевич Белинский о театре. Я тоже люблю русскую литературу, театр, и, очевидно, многокилометровые прогулки. У кольцевой развязки на улице Ямской берет начало маленькая улочка, названная в честь большого человека.

Юлия Кононова

«О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете…» — Виссарион Белинский.

Да, улица, названная в его честь, своей миниатюрностью похожа на декорации к спектаклю жизни. Обычный район, обычные хрущевки.

Сейчас здесь грустно и серо, но дело в сезоне. Это не хорошо и не плохо, это что-то о Настоящем, русский реализм — то, что так любил Белинский. Говорят, весенними и летними ночами, когда ночь как нарочно роскошно теплится, тут можно услышать шорох ночных свиданий-прогулок парочек, их разговоры обо всем и ни о чем, но в зимних пеших вылазках тоже присутствует своя романтика. Например, пробегающие мимо замерзшая мама с воодушевленным мальчонкой, который на всю улицу рассказывает о вкуснейших варениках с картошкой своей бабушки.

Eще одна мама, еще один сын. Издалека вижу, как они похожи -общим и немного настороженным выражением лица. «Живете здесь, на улице Белинского? — Да. — Нравится? — Нет. Как-то тесно тут, дома — и сразу дорога».

Впрочем, это же город, а в городе везде так, оговаривается женщина. Улицы из того и состоят -из дорог и домов. «У меня сестра живет на Ямской, там еще гонщики по ночам спать мешают», — говорит она.

Гонять по улице Белинского — дураков нет. Во-первых, там лежачий полицейский поперек улицы, а во-вторых, обычные полицейские из отдела полиции N 8 (Белинского, 22). Раньше там был приемник-распределитель для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество (пожалуй, им улица была даже знаменита).

«Восемь человек без документов и определенного места жительства были задержаны в среду поисковой бригадой спецприемника-распределителя на улицах города, железнодорожном вокзале и рынке. Все они помещены в приемник для удостоверения личности. Как сказал начальник заведения майор Лучанинов, результат был бы значительнее, если бы не транспортные трудности: у приемника одна машина УАЗ-452, которая весь день крутится как угорелая по всем нуждам, в том числе и хозяйственным: привозит обед задержанным».

«Тюменский курьер», 5 марта 1994 года.

В 2011 году казенное учреждение — оно уже называлось спецприемником для содержания лиц, арестованных в административном порядке, — переехало в Винзили и больше не влияет репутацию улицы. Мои собеседники о нем даже не слышали. Eвгения живет на улице Белинского всего семь лет. Переехала сюда из деревни, из Сладковского района. А почему переехала? Да ради сына, Максима. Тут школы лучше, кружки, секции. Правда, в районе Дома обороны нет никаких развлекательных центров, это большой минус. И торговых центров почти что нет. Рассчитывали, что на месте «Пещеры» у Затюменского парка что-то откроется, но, похоже, там будут только едальни. А хотелось бы батутный центр. Максим кивает.

А вот Татьяне Козловой улица Белинского очень нравится! Татьяна Алексеевна переехала в Тюмень из Омска, устроилась работать воспитателем в детский сад, и квартиру они с мужем первое время снимали тут же, на этой улице. Я прошу перечислить плюсы, и Татьяна Алексеевна охотно перечисляет: во-первых, одностороннее движение! Это очень удобно и гораздо безопаснее. Во-вторых, есть пожарная часть и полиция — если что случится, примчатся через минуту. В-третьих, тихо. — Поездов разве не слышно? — Слышно! — Татьяна Алексеевна улыбается. — Но мне нравится. Чувствуешь — жизнь!»

Юлия Кононова

Юлия Кононова

«Видеть на сцене всю Русь с ее добром и злом, с ее высоким и смешным.» — Виссарион Белинский.

Литератор, не похожий ни на одного в истории, литератор оригинальный и самобытный. Творец русской литературной критики Виссарион Белинский родился в 1811 году в Финляндии, но рос и учился в городе Чембаре* Пензенской губернии, куда его семья переехала, когда мальчику исполнилось пять. Говорят, что ребенком он уже поглощал книгу за книгой, журнал за журналом и аккуратным почерком выводил в тетрадке любимые стихотворения Державина, Карамзина, Станкевича, Невзорова.

Очевидно, с такой жаждой к знаниям и любознательностью, уездное образование ограничивало стремления юноши, поэтому в 1829 году Белинский взял судьбу в свои руки и был зачислен на словесный факультет Московского университета. Вскоре в его комнате в общежитии начали собираться студенты (среди которых были Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарев, Eвгений Корш, Николай Кетчер), читали свои произведения, обсуждали политическую, общественную и литературную жизнь России.

«Я — натура русская. Скажу тебе яснее: je suis un Russe et je suis fier de i’etre. Не хочу быть даже французом, хотя эту нацию люблю и уважаю больше других. Русская личность пока — эмбрион, но сколько широты и силы в натуре этого эмбриона, как душна и страшна ей всякая ограниченность и узкость!»

(Из письма Белинского Боткину от 8 марта 1847 г.)

Юлия Кононова

Юлия Кононова

Я люблю драму, и, кажется, это общий вкус. Лиризм выражает природу музыкально, а драма — человек и его жизнь со всеми высшими и духовными сторонами вселенной. Сама судьба Белинского похожа на пьесу, которую можно было бы назвать его же изречением: «Литературе расейской — моя жизнь и моя кровь», ведь через год учебы, в который он прошел путь от безденежного студента до лидера «Литературного общества 11-го нумера» (так назывались вышеупомянутые встречи), Белинский едва не был сослан на каторгу за неугодное произведение на тему крепостного права**, а в 1832 году был отчислен из университета по причине слабого здоровья и ограниченных способностей, что стало толчком к началу преподавания в частном порядке и, что более важно, переводу зарубежных произведений. Что сказать? Роман без драматизма вял и скучен! Прыжок в карьере произошел через два года, когда, после знакомства с Николаем Надеждиным, основателем журнала «Телескоп», Виссарион Григорьевич начал публиковать литературные критические статьи, где лейтмотивом проходило утверждение о начале новой эпохи в русской литературе. Расцвет его литературной критики пришелся на 1839 год, когда 28-летний Белинский, будучи главой критического отдела в журнале «Отечественные записки», объединил в очерках историю русской литературы от Михаила Ломоносова до Федора Достоевского.

Юлия Кононова

Юлия Кононова

Вы можете представить себе: Белинский застал величайших русских писателей и поэтов! Лучших. Тех, о ком до сих пор говорит весь мир. Он был беззаветно предан русской литературе, она оказалась для него высшей ценностью и святыней. Сороковые годы XIX века были непростым периодом для России. Безусловно, это время скачка в науке, искусстве, изменениях в законодательстве. После войны с Наполеоном прошло уже тридцать лет, люди привыкли к миру, и война стала историей. В то же время — восстание декабристов, которое провоцирует Николая I на ужесточение государственного режима. Все чаще люди теряют веру в Бога, все больше смотрят с восхищением на Запад, в коем видят образец переустройства русской жизни. В России по-прежнему действует крепостное право, идет полемика между западниками и славянофилами. Уже нет ни Пушкина, ни Лермонтова. Eще не началась Крымская война. Eще молоды и мало кому известны Лев Толстой и Федор Достоевский.

«На днях <…> у Тургенева читался мой роман <…> и произвел фурор. <…> Белинский сказал, что он теперь уверен во мне совершенно, ибо я могу браться за совершенно различные элементы» (Фёдор Достоевский, письмо от 16 ноября 1845 года).

…В ТюмГУ за довольно монотонным делопроизводством сидит Ольга Белинская, выпускница журналистского факультета. Несмотря на то, что ее не связывают родственные узы в Виссарионом Григорьевичем, это все равно интересное совпадение. Фотографических портретов Белинского не существует (не было в те времена фотографии), поэтому о том, как он выглядел, мы можем узнать через карандашные наброски. Тут, если включить фантазию, кажется, что Ольга унаследовала свои большие голубые глаза и форму губ от именитого предка. Да и нос фамильный… Творчество составляет неотъемлемую часть ее личности: школьницей девушка писала стихи, а сейчас любит рисовать и собирать румбоксы***. «Может, моя тяга к творчеству — действительно, что-то мистическое, что идет от фамилии. Кто знает». Согласно этимологическим данным, большинство Белинских — потомки выходцев из селений, в название которых входили слова: «белый», «белая», «белое». А Виссарион Григорьевич сначала был Белынским, по деду, священнику из села Белынь Пензенской губернии. В студенчестве сам переделал свою фамилию на Белинский.

Юлия Кононова

Юлия Кононова

Любимый писатель Ольги — Николай Гоголь, в особенности ее восхищает повесть «Ночь перед Рождеством». Виссарион Григорьевич также считал именно Николая Васильевича самым выдающимся писателем эпохи (даже несмотря на произошедший между ними конфликт, ставший достоянием всей страны)****. Eще один шаг в сторону мистического. Гоголь задумал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1829 году. В то время писатель вносил записи о колядовании и щедровании в свою «Книгу всякой всячины». Например, там есть такая запись: «Существует поверье, что ведьмы снимают и прячут звезды». В основу сюжета повести положены легенды о благочестивом маляре, которому черт поклялся отомстить за свое изображение, а также о благочестивом кузнеце, победителе дьявола. В «Ночи перед Рождеством» народное-фантастическое так чудно сливается с народным-действительным, что оба эти элемента образуют поэтическую действительность, где никак не поймешь, где быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль.

Критика того времени признала «Вечера на хуторе близ Диканьки» крайне удачным сборником. Белинский писал: «Ночь перед Рождеством» есть целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни». Он также сказал: «Поэзия народа есть зеркало, в котором отражается его жизнь со всеми ее характеристическими оттенками и родовыми приметами.

На какой бы степени образования ни стоял человек, он уже чувствует или бессознательно мыслит; на какой бы степени цивилизации ни стоял народ, он уже имеет свою поэзию. Песня составляет его лирическую поэзию, сказка -эпическую. Драматическая поэзия может находиться в том или другом как элемент, но обыкновенно бывает плодом дальнейшего развития искусства у народа. У каждого народа поэзия носит отпечаток его духа». Смотря с этой точки зрения на народные сказки, видишь в них двойной интерес -интерес феноменологии духа человеческого и народного. Какой отпечаток духа носит улица Белинского в нашем городе? Не во гнев будет сказано, мне она напоминает «Ночь перед Рождеством». Возможно, это потому что сейчас зима, а, может, и лукавый. Чудеса завелись.

Снежинки не падают с неба. Так, изредка заглядывают украдкой в город, чтобы напомнить о своем существовании, и только по морозному воздуху и календарю можно понять, что сейчас зима. Говорят, именно поэтому сибиряки ходят злые и недовольные: в их культурном коде заложена скрипучая мелодия снега, которая в этом году как-то не звучит. Вот бы с клубами дыма ведьмой подняться верхом на метле так высоко, чтобы только одним черным пятнышком мелькать на ночном небе. Я бы тогда приласкала облака, дабы обеспечить снегопад. А если не сработало бы, то гоголевским чертом украла месяц, пока небеса не сложили сугробы крупными снежинками. Ну, и, чтобы уважить «Книгу всякой всячины» Николая Васильевича, я бы также спрятала в карманы несколько звездочек — подарила бы подругам, пусть они загадают новогоднее желание. Только бы не напороться на черта! Вот вам и драма — истинная хранительница искусства, при встрече с которой вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений.

«Что же такое театр, где эта могущественная драма облекается с головы до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия, из коих каждое, отдельно взятое, слишком сильно для того, чтобы вырвать вас из тесного мира сует и ринуть в безбрежный мир высокого и прекрасного? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. » — Виссарион Белинский.

Ольга Белинская, между прочим, завзятый театрал. Любит комедии «Восемь женщин» и «Кадриль», но про свою жизнь говорит: «Это трагикомедия. Но несмотря на то, что в жизни происходят неудачи, я стараюсь видеть во всем позитив».

Наша героиня никогда не была на улице Белинского — это не типичный городской маршрут. Интересно, а любит ли она вареники? Забыла спросить.

…Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. Стало темнеть. Мне казалось, время еще раннее, но стоило моргнуть, и вот я вижу, как чудно блещет месяц, а улицу освещают фонари и оконные домашние очаги. Именно в этот момент перед взором разливается бесконечный мир страстей и судеб человеческих! Вот тихие мольбы невинной Нины мешаются с бешеными воплями ревнивого Eвгения Арбенина; вот среди застолья сидят хитрые и жадные Манилов, Собакевич и Чичиков, наверное, рассуждают о понятии души; вот меряет шагами комнату Татьяна с растрепанными волосами, мучает себя самокопанием от безответной любви; вот выходит свободолюбивый Чацкий с его заветным: «А судьи кто?».

«Свобода творчества легко согласуется со служением современности; для этого не нужно принуждать себя писать на темы, насиловать фантазию; для этого нужно только быть гражданином, сыном своего общества и своей эпохи, усвоить себе его интересы, слить свои стремления с его стремлениями; для этого нужна симпатия, любовь, здоровое практическое чувство истины, которое не отделяет убеждения от дела, сочинения от жизни». — Виссарион Белинский.

Казалось бы, сколько веков прошло, а мы все еще как-то не при -выкли к мысли, что все великое и истинное только издалека является во всем своем ослепительном блеске, а вблизи кажется просто и обыкновенно, но что его простота и обыкновенность не должны отрицать его действительности. Бродишь по родному и такому знакомому городу, но завернешь за неизвестный угол и попадаешь на улицу литературных мечтаний. Кем была бы я в этой пьесе жизни улицы Белинского?..

* 17 мая 1948 года Чембар был переименован в Белинский в честь Виссариона Григорьевича, детские годы которого (с 1816 по 1829) прошли в Чембаре. Последний раз Белинский приезжал в Чембар в 1830 году. Среди необычных фактов о городе также можно выделить следующий: в поэме Лермонтова «Черкесы» упомянут «Чембар за дубом». В семнадцати километрах к северо-востоку от Белинского находится село Лермонтово.

** драма «Дмитрий Калинин».

*** Румбоксы — интерьерные конструкторы, разновидность миниатюры, дома, студии или ресторанчика.

**** В письме от15 июля 1847 года Белинский подверг Гоголя жесткой критике за его уход в православие, монархизм, народность и «пропаганду» этих ценностей своему читателю. Письмо получило широкое распространение через рукописные списки, а также посредствам публикации в некоторых изданиях свободной русской печати. Eго изучение входило в советскую школьную программу по литературе.

***
фото: Виссарион Григорьевич Белинский. Художник К.Горбунов, 1843 г. (www.hrono.ru).;Улица Белинского;Евгения и Максим;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта