«Поменьше прыгающих пассажиров»

31 января в Сколково прошел «Лифтовый саммит», где нашу область представляли начальник отдела департамента ЖКХ Eлена Тарабыкина и руководитель фонда капитального ремонта многоквартирных домов Константин Самосватов.
Эксперты обсудили проблемы капитального ремонта, специфику закупочных процедур, подготовку квалифицированных кадров, импортозамещение, цифровизацию отрасли и повышение безопасности лифтового оборудования.
Лифтовой саммит проводится не впервые, его организует Минстрой РФ совместно с ассоциацией региональных операторов капитального ремонта.
Он был приурочен к профессиональному празднику работников лифтового хозяйства, который отмечается 1 февраля. Именно в этот день в 1949 году вышло постановление Совета министров СССР «Об организации производства лифтов».
Лифтовое хозяйство Тюменской области внушительно, это 9823 лифта. Раз в 25 лет вертикальному транспорту требуется качественное обновление. Благодаря программе капремонта обновлены уже 1105 лифтов; с начала действия региональной программы лифтовое оборудование отремонтировано уже в 347 многоквартирных домах. На эти цели потрачено более 2 млрд рублей.
Замена лифтов, отработавших положенный срок, производится в приоритетном порядке (таковы требования технического регламента Таможенного союза «безопасность лифтов»). Такой подход позволил в самом начале реализации региональной программы решить проблему замены всего критически изношенного лифтового хозяйства.
Каждый лифт проходит ежегодное техническое освидетельствование, и в случае, если какие-либо его детали не соответствуют нормам, лифт останавливают до их замены. Чтобы замена лифтов проходила быстрее, разработан ряд предложений и механизмов. Так, в Ханты-Мансийском округе и Оренбургской области ввели дифференцированный взнос для домов, оснащенных лифтами: там граждане, живущие в доме с лифтом, платят за капремонт немного больше, чем жители домов без лифта.
В Алтайском крае, Свердловской и Смоленской областях применяют механизм рассрочки при замене лифтов во время капремонта дома. Успешные практики этих регионов могут быть тиражированы. Eще в двух десятках регионов используют возможность списания части бюджетных кредитов для направления средств на замену лифтов.
Так что, поднимаясь в лифте на свой этаж, не забудьте хотя бы мысленно поблагодарить людей, которые обеспечивают нам комфортное перемещение по вертикали. И да, прыгать в лифте действительно не рекомендуется. Это может привести к поломке. Подпрыгнув и опустившись, вы резко меняете общий вес кабины, что увеличивает давление на натяжные тросы и направляющие. Процессор, управляющий движением лифта, может воспринять это как обрыв троса и активировать клиновые захваты — аварийное средство торможения. Кабина остановится, пассажир застрянет. Но это лучший вариант, говорят специалисты. Eсли лифт давно в эксплуатации, от резкого изменения давления могут выйти из строя направляющие кабины, что приведет к ее перекосу, а перекос — к обрыву подвесных тросов и падению лифта. А еще известны случаи, когда пол старой кабины проваливался… В общем, прыгать лучше в другом месте. Не в лифте точно.
ФОТО ВАЛEНТИН ПОЛЯНСКИЙ
***
фото: