Путь в творчество иногда лежит через инвалидность
Научить глухого и незрячего музыке или танцу — невозможно? В прошлую пятницу за круглым столом в филармонии я убедилась, что это не так.
Идея обучать искусству детей с ограниченными возможностями не новая, она родилась в 1962 году, а в 1984 году театральный институт Бориса Щукина (ранее училище) открыл экспериментальный курс для глухих актеров.
Российская государственная специализированная академия искусств работает в этом направлении последние тридцать пять лет и достаточно успешно. Это первый в стране инклюзивный творческий вуз, где треть студентов имеют инвалидность. «Наша задача не только найти талантливого абитуриента, но и в дальнейшем его трудоустроить, — говорит Eлена Пахомова, ректор академии. -Около 80% ребят трудоустраиваем по специальности». Учебное заведение также предоставляет психологическую поддержку и дает возможность получить дополнительные квалификации. Например, студенты могут пройти обучение преподавательской деятельности по своему направлению. По словам Eлены, преподаватели творческих специальностей с ОВЗ сейчас достаточно востребованы.
Тюменский институт культуры тоже не остается в стороне. Ректор ТГИК Игорь Омельченко рассказал, что в вузе четырнадцать человек с ограниченными возможностями получают высшее образование и десять — среднее профессиональное.
Искусство — про чувства и ощущения. Это то, что доступно каждому, отличается лишь форма восприятия. Глухие, например, воспринимают музыку через осязание, ощущая вибрации не только руками и телом, но и мембранами между костями и даже легкими. Кто знает, может, их понимание музыки более глубокое и истинное, чем у нас.